Digestua › Блог › Мотоциклы Победы. Как у Красной Армии появились военные мотоциклы. Бмв военный мотоцикл


Digestua › Блог › Мотоциклы Победы. Как у Красной Армии появились военные мотоциклы

Сегодня мой рассказ о мотоциклах-солдатах Великой Отечественной войны, об их создателях и о появлении новых мотозаводов.

колонна Красной Армии в 1945 году

Из фильмов про войну мы все помним, что немецкие войска часто использовали мотоциклы. Мотопехота вермахта совершала стремительные броски, а колонна мотоциклистов могла легко застать врасплох подразделения Красной Армии в тылу. Притом, мотоциклы вермахта довольно легко преодолевали бездорожье, могли проходить эшелонированную оборону и просачиваться сквозь леса.

К тому же, немецкий мотоцикл с боковой коляской представлял собой довольно серьезную боевую единицу. Как правило, в коляске был пулеметчик с ручным пулеметом MG-34 и он мог вести огонь на ходу и в направлении наступления. Сбоку его поддерживали уже огнем из автоматов.

Были версии немецкой мототехники с установленными минометами, огнеметами и ручными фауст-патронами (гранатометами). К тому же тяжелый немецкий мотоцикл мог буксировать даже легкие артиллерийские орудия или везти прицеп с боеприпасами. Одним словом, мотоцикл у немцев был довольно серьезной боевой единицей.

Тяжелый мотоцикл Zundapp

Вермахт в Великую Отечественную войну использовал несколько видов тяжелых мотоциклов. Самыми распространенными были ВМW R75, BMW R71 и Zundapp КS750. Одиночные легкие мотоциклы, как правило, были марки DKW или BMW.

Немецкие мотоциклисты на учениях должны были поменять колесо на ходу

В Красной Армии мотоциклетную тему откровенно проспали. Долгие годы считалось, что нужно делать ставку на кавалерию, а не на мототехнику. Поэтому мотоциклы до войны в войсках были, но в несоизмеримых с немцами количествах. Зачастую, на них ездили посыльные, адъютанты и редко когда офицеры. И только после молниеносной оккупации Германией Польши, в Красной Армии спохватились и принялись спешно формировать мотоциклетные подразделения, как самостоятельные боевые единицы.

Довоенный советский мотоцикл АМ-600 — двойник английского мотоцикла BSA модели Sloper с 600-кубовым нижнеклапанным двигателем

Но дело в том, что в предвоенном СССР существовала лишь одна модель мотоцикла мало-мальски подходящая под армейские задачи – этоТИЗ АМ-600 с коляской «Таганрог» и двигателем 16 л.с.На начало войны каждый из 29 механизированных корпусов Красной Армии имел свой мотоциклетный полк, вооруженный даже минометами. Звучит грозно, но по факту они лишь начинали формироваться и состояли из техники Л-8, Иж-9 и АМ-600. А некомплект по технике достигал до 80%.

Бойцы Красной Армии на мотоцикле ТИЗ АМ-600

Но что тогда могли противопоставить в СССР против германской мототехники? Немногочисленную мотопехоту на ИЖах, ПМЗ, ТИЗ (в год в СССР тогда выпускали всего 5 тыс. мотоциклов и мотовелосипедов, тогда как в Германии делали по 200 тыс. мотоциклов уже в 1938 г). Производства тяжелых мотоциклов "Днепр" и "Урал" в СССР тогда еще не было. Та же ВМW за годы войны выпустила 16 510 мотоциклов только одной модели R 75, а Zundapp KS 750 — 18 635 шт.

BMW R71 — прародитель М-72

На начало1941 года аналогов немецкой мототехники в Красной Армии были считанные единицы и то, если считать таковыми слабые ТИЗ АМ-600. Само решение в СССР о производстве специального армейского мотоцикла было принято лишь в начале 1940 года. Под руководством Н. П. Сердюкова, который с 1935 по 1940 год проходил стажировку на заводе BMW, на базе московского опытного завода «Искра» было создано специализированное конструкторское бюро по тяжёлому мотоциклостроению. В качестве образца для полного копирования был выбран мотоцикл BMW R71, который к тому времени хорошо зарекомендовал себя в вермахте. Пять мотоциклов были анонимно закуплены в Швеции, разобраны до винтика и по ним изготовлены чертежи.

Боевые М-72

Московские, харьковские, ирбитские и др. М-72 С весны 1941 г. производство мотоцикла под маркой М-72 должно было развернуться на Московском мотоциклетном заводе (ММЗ), но до войны успели сделать лишь несколько опытных экземпляров. Кстати, название М-72 расшифровывается очень легко : буква «М» – это обозначение места производства – Москва, а цифра – номер следующего поколения, относительно немецкого R-71.

М-72 мог нести и противотанковое оружие

По кооперации московский завод ЗИС (в последствии ЗИЛ) разработал документацию и поставлял двигатели, КИМ (в последствии завод АЗЛК) — коробки передач, ГАЗ — карданный вал и боковую коляску. Параллельно производство М-72 организовывали на Харьковском мотоциклетном заводе. Каждый М-72 являлся носителем стрелкового оружия, поэтому по классификации ГАБТУ РККА он классифицировался как «бронетехника». Всего же в 1941 году в Москве и Харькове успели изготовить 448 и 123 мотоцикла соответственно, Этого катастрофически не хватало для армии.

Харьковский мотовелозавод выбрали для производства М-72 вовсе не случайно. Здесь было развитое производство рам, конвейер и близость к остальным поставщикам. Двигатели для харьковских М-72 делали в Киеве, Но ХВМЗ успел выпустить лишь 123 мотоцикла, когда немцы подошли к городу. Производство спешно эвакуировали в Горький на территорию завода «Красная Этна». Третьим производителем военных М-72 должен был стать ленинградский завод «Красный Октябрь», но и он успел выпустить лишь несколько экземпляров армейских мотоциклов, как в срочном порядке оборудование пришлось эвакуировать в Горький. На территорию Тюменского мотозавода эвакуировали и оборудование из Таганрога, где выпускали АМ-600.

М-72 едут на фронт

Осенью 1941 года, когда немцы вплотную подошли к Москве, было принято решение об эвакуации и последнего действующего производства мотоциклов на Урал. В город Ирбит на территорию пивоваренного завода перевозили оборудование с ММЗ, КиМ, АТЭ-1, моторный цех ЗиСа. Основное КБ также переехало из Москвы в Ирбит. Новый завод расположили прямо на земле, а уже вокруг строили новые цеха. Но какой же трудовой подвиг совершили люди, если 25 февраля 1942 года мотоциклы М-72 начали производить уже в Ирбите. Подчеркну, что старт производства был дан зимой, когда еще не успели достроить здания цехов!

Колонна М-72

И с тех пор военные М-72 начали поступать в Красную Армию. Сначала единицами, затем десятками, потом сотнями. В 1942 году предприятия смогли выпустить уже несколько тысяч мотоциклов. В 43-м выпуск М-72 не намного увеличился, и лишь 1944 стал рекордным – два мотозавода: в Горьком и Ирбите сделали 5380 мотоциклов (90 % годового плана).

Экспериментальный внедорожный ТМЗ М-72 с приводом на коляску

К ним вскоре подключился и Тюменский мотозавод. Именно там разработали внедорожный М-72 с приводом на колесо коляски. Всего же за годы войны М-72 было выпущено около 17 тыс. штук. Конечно, их было несоизмеримо мало в сравнении с немецкими BMW на полях той войны, но именно с таких небольших трудовых подвигов и ковалась тогда Великая Победа.Ленд-лиз

Indian 741- B

Но стоит отметить, что весомый вклад в победу внесла техника, поставляемая от союзников по ленд-лизу. Всего за годы войны СССР получил 29 690 (в другим данным 29 994) импортных мотоциклов для нужд армии. Еще почти 5 тыс. были отправлены в органы НКВД.Военный департамент США предложил мотоциклы Indian модели 741-Б без коляски. Они были закуплены и стали поступать с конца 1942 года, и до конца войны их ввезли 6759 штук. Позже англичане выделили 727 мотоциклов «Велосетт», 200 «Матчлесс» и 679 БСА модели М-20.

Harley-Davidson WLA-42 был самым массовым мотоциклом Красной Армии в конце войны

Все они шли в Союз без колясок. Но самым массовым импортным мотоциклом стал американский Harley-Davidson WLA-42, который стал поступать с 1943 года. Их было ввезено 21 572 шт. Модель с 750-кубовым V-образным мотором мощностью 25 л.с. оборудовалась высоким «ветровиком», кожаными боковыми сумками, площадками для ног. В армии он получил прозвище "Валуй".Импортные мотоциклы собирали в Серпухове и Москве. Но к сожалению, для установки коляски подходил лишь Harley-Davidson и Indian – остальные были маломощными. Коляски к Харлеям цепляли от советских М-72 или АМ-600, а иногда просто крепили сварной каркас из труб и так и отправляли на фронт. Как признавали сами бойцы, американские мотоциклы значительно уступали по надежности и характеристикам немецким, да и М-72 был куда более практичным.

Уже ближе к концу войны, мотопехотные подразделения начали формировать на трофейных мотоциклах BMW и Zundapp. Их также часто использовали в РККА при частях как вспомогательный транспорт.

М-72Мотоцикл М-72 был вполне современным и продуманным. К примеру, рычаги на руле были расположены концами не наружу, а во внутрь: при падениях уменьшался риск их повреждения. При езде с коляской было удобно переключать передачи не ногой, а расположенным справа от коробки коротким рычагом с шишечкой на конце. На мотоцикл устанавливались ящики для боеприпасов и ЗИП, специальные кронштейны с поворотным устройством для закрепления ручного пулемета (вертлюг). Пулемёт Дегтярёва крепился сошками к пластине вертлюга, что облегчало его транспортировку и позволяло вести огонь с места и даже на ходу. Трубчатые кронштейны спереди и сзади коляски, в которые вставлялся вертлюг, позволяли вести огонь, как по ходу мотоцикла, так и назад.

М-72 был и истребителем танков

М-72 комплектовался оппозитным двигателем воздушного охлаждения рабочим объемом 745,42 см³ и мощностью 22 л.с. при 4600 об\мин. Диаметр цилиндра 78 мм. Степень сжатия 5.5. Ход поршня 78 мм. Клиренс 135 мм. Масса — 380 кг.Мотоцикл комплектовался 6-вольтовым электрооборудованием и генератором Г-11, 45 Вт. Запас топлива 22 л. Расход топлива 7 л/100 км. Максимальная скорость 85 км/ч. По тем временам – это был очень прогрессивный и современный мотоцикл, конструкция которого и компоновочная схема прожила на конвейерах разных заводов почти 80 лет! А в том же Ирбите до сих пор выпускают специальные реплики легендарного М-72 под брендом "Урал".

Горьковские и Киевские мотоциклы М-72

Как я уже писал выше, одновременно с Ирбитом, производство мотоциклов М-72 развернул завод «Красная Этна», впоследствии названный Горьковским мотоциклетным заводом (ГМЗ). Он также делал мотоциклы М-72 всю войну. Уже в 1949 году ГМЗ был реорганизован, а его производство решено было перенести в Киев на мощности, созданного в 1945 году, Киевского мотозавода. Тогда из Горького в Киев прибыло и около 100 специалистов и инженеров ГМЗ для организации выпуска тяжелого мотоцикла М-72. Подчеркнем, именно М-72, который уже 9 лет как выпускался в СССР.

Полный размер

Копировали немецкие BMW не только в СССР. Сами американцы в 1942-м спешно выпустили оппозитный Harley-Davidson XA для армии. Но в США оппозит не пошел и считается довольно редким

Так, что выпуск в Киеве мотоциклов с коляской был организован вовсе не пленными немцами из BMW, как пишут в некоторых источниках, и вовсе не на оборудовании BMW. Выпуск колясочных М-72 в Киеве стартовал в 1951 году ( спустя 10 лет от начала первых М-72) и продолжался до 1958 года, когда его сменила более прогрессивная модель К-750. Киевский М-72 имел тот же двигатель 750 см3, 22 л.с., как и остальные мотоциклы этой серии других заводов. Различий в конструкции (и даже в эмблемах!) у мотоциклов М-72 московского, ирбитского, ленинградского, харьковского или горьковского производства в начальные годы не было. До 1955 года мотоциклы М-72 поступали только в армию, и лишь через 10 лет после окончания войны разрешили их продажу населению. Поэтому большинство М-72 у коллекционеров именно из частных владений и моложе 1955 года, а не из армии.

КМЗ К1-Б Киевлянин — по сути тот же Wanderer

Но немецкие «корни» и оборудование в Киеве все же были. Правда, другой немецкой марки – Wanderer. В 1945 году, когда в Киеве на базе бывшего Бронетанкового ремонтного завода № 8 был организован мотоциклетный завод, изначально он был ориентирован на выпуск легкого мотоцикла Wanderer-1Sp на оборудовании, полученном по репарации из Германии. Именно эту модель под названием «Киевлянин» К1-Б, а также мотоколяску для инвалидов войны К1-В и выпускал КМЗ до 1952 года.

Но под выпуск тяжелых мотоциклов с коляской Киевский мотозавод реконструировали и значительно расширили. И тогда же началась легендарная история КМЗ, как производителя всем известных мотоциклов с коляской. И началась она тоже с М-72. К середине 50-х сформировалось два ключевых завода по производству тяжелых мотоциклов М-72 — ИМЗ и КМЗ. Эту специализацию они сохранили и в 2000-х.

М-72 выпускали на 7-ми заводах

Ну а если оценивать вклад М-72 в победу, то вопреки скептикам, которые наверняка скажут о малом их количестве в войсках, известно о нескольких ключевых операциях, где воины-мотоциклисты особо отличились. Первый раз эффективно мотопехоту Красной Армии применили еще при обороне Москвы в 1941 году и сорвали наступление немцев. Но М-72 — это не только военный, но еще и трудовой подвиг. Подвиг безымянных рабочих, инженеров и руководителей эвакуированных заводов, которые в невероятных условиях создавали мотоциклы для фронта. Они тоже ковали будущую Победу.

Всех с Днем Победы!

P.S. Если уважаемые читатели сочтут эту статью интересной — подписывайтесь на мой блог. Есть еще много интересных моделей, о которых мне есть что рассказать.

www.drive2.ru

Как мотоциклы использовали в военных действиях — FURFUR

Одновременно с моделью R35 BMW выпускал модель R12. Фактически это был улучшенный вариант R32. Мотоцикл имел двигатель объемом 745 кубических сантиметров и телескопическую вилку с гидравлическими амортизаторами, что делало его на класс выше, чем R35. Создавая военную версию R12, из конструкции был удален один из двух карбюраторов, что понизило мощность с 20 лошадиных сил до 18-ти. Благодаря низкой цене и хорошим показателям, модель R12 стал самым массовым мотоциклом в немецкой армии. С 1924 года по 1935-й было выпущено 36000 таких мотоциклов. Как и большинство мотоциклов фирмы BMW, R12 выпускался как «соло», так и с коляской. Выпускаемая фирмой «Royal» она была любопытна тем, что не имела ни одного сварочного шва и обладала специально разработанной рессорой для бережной транспортировки раненых.

Последним, но не менее интересным мотоциклом, в ветке довоенных BMW была модель R71. Выпускаемый с 1938 года в четырех модификациях, он был родоначальником советского военного мотопроизводства.

Помимо BMW, в промышленной гонке участвовал и вышеупомянутый мотоконцерн Zundарр, который так же выполнял государственные заказы. Zundарр поставлял три основные модели: К500, КS600 и К800. Большой популярностью среди солдат пользовалась модель К800 с коляской. Благодаря своей дешевизне они легко попали «на вооружение», однако из всей ветки, представленной фирмой Zundарр, только К800 мог состязаться с BMW R12. Также К800 был интересен тем, что только это единственная четырехцилиндровая модель, стоявшая на вооружении в германской армии. Эта особенность была отчасти и недостатком, так как задние цилиндры у К800 плохо охлаждались, что приводило к частому замасливанию свечей.

В России же в ходе и после окончания Первой мировой войны своего мотопроизводства практически не было. Так продолжалось вплоть до 1930-х годов. Именно тогда, в момент технического переоснащения Красной армии, появилась потребность в собственном мотоцикле, который мог бы перенести все тяготы русской погоды. Первыми специально разработанными для армии отечественными мотоциклами были Л300 и ХМЗ 350. Фактически ХМЗ 350 был копией американского Harley-Davidson, однако российский аналог сильно уступал в качестве западному мотоциклу, и от него было решено отказаться. На его замену встал выпускаемый с 1931 года ТИЗ-АМ600. Этот мотоцикл был разработан и поставлялся только в армию. Являясь сочетанием «Харлея» и некоторых британских веяний, ТИЗ-АМ600 был собственной разработкой отечественного автопрома, хоть и не особо выдающейся.

В 1938 году отечественные КБ представляют сразу несколько моделей: Иж-8, Иж-9 и Л-8. Самым ярким и удачным среди представленных мотоциклов был Л-8. Относительно мощный верхнеклапанный двигатель в 350 кубических сантиметров был гордостью отечественного мотопроизвоства. Но несмотря на то что модель Л-8 выпускалась сразу на нескольких заводах по всей России, мотоцикл не отвечал всем потребностям армии. Связано это было с тем, что каждый завод вносил свои поправки в проект мотоцикла, что привело к отсутствию унификации в запчастях и превратилось в серьезную проблему в боевых условиях.

www.furfur.me

Сообщества › Военно-Техническое Общество › Блог › Мотоциклы времен Великой Отечественной Войны. История военных лет. Ч.1

Полный размер

Великая отечественная война, кажется, была очень давно. Итог её мы все знаем (как говорится, у СССР первое место), остальное вроде бы не так важно. Что касательно мотоциклов – современные байкеры имеют представление об М-72 (он почитается на тусовках), но с ещё большим пиететом относятся к «Харлеям», которые тоже воевали с фашистами. Да, ещё многие знают, что М-72 был прародителем всего семейства советских «оппозитов» – Ирбитских «Уралов» и Киевских «Днепров», и в свою очередь копировал немецкий БМВ. Но вот какие ещё модели «встали под ружьё», как, когда и где было налажено производство? В блогах встречаются мнения, что в СССР не могли так быстро организовать выпуск, и мотоциклы собирались из немецких комплектов, которые выменивали на сырьё. Надо разобраться…

Если судить объективно, то предвоенный мотопарк СССР был малочисленным, в стране серийно выпускалось всего семь моделей на четырёх мотозаводах: Л-300, Л-8 (Ленинград), ИЖи 7-8-9 (Ижевск), ТИЗ-АМ-600 (Таганрог), ПМЗ-А-750 (Подольск). Они не были адаптированы для войны. По своей мощности, проходимости и эксплуатационным показателям никак не удовлетворяли требований мотоциклетных частей.

С 1932 года (раньше серийного производства в СССР не было) изготовили порядка 60 000 мотоциклов. Самыми массовыми были копии немецкого ДКВ модели «Люксус 300» конца 1920-х годов: Л-300 и ИЖи моделей 7, 8 и 9. Единственным мотоциклом с коляской был мотоцикл АМ-600 с мощностью четырёхтактного двигателя в 16 л.с. (другой «колясочник» ПМЗ-А-750 прекратили выпускать в 1939 году. Так что в предвоенном СССР фактически не было ни одной годной армейской модели. И с этим мотоциклетным парком СССР предстояло вступить в войну.Предвоенный Мотопром СССРТИЗ-АМ-600 Таганрогский мотозавод

Л-300 «Красный Октябрь» Ленинград 1932–1939 18 985 Л-8 – “ – – “ – 1938–1941 1 860 ИЖ-7 Ижевский мотозавод Ижевск 1933–1937 5 581 ИЖ-8 – “ – – “ – 1938–1940 9 893 ИЖ-9 – “ – – “ – 1940–1941 6 225 ПМЗ-А-750 Подольский механический завод Подольск 1935–1939 4 626 Таганрог 1936–1941 12 392

Л-300 (Ленинград): 1 цил. 2Т, 293 см3, 6,5 л.с., 112 кг.

Л-8 (Ленинград): 1 цил. 4Т, 347 см3, 14 л.с., 150 кг.

ИЖ-9 (Ижевск): 1 цил. 2Т, 293 см3, 9,5 л.с., 137 кг.

АМ-600 с коляской (Таганрог): 1 цил. 4Т, 600 см3, 16,5 л.с.

ПЛАНЫ И РЕАЛИИ

3-я пятилетка (1938-1942 г.г.) должна была стать ударной для мотозаводов – планировалось подойти к рубежу 11 000 мотоциклов в год, где роль флагмана отводилась ИЖ-9 с новым 4-тактным мотором. Он мог быть полезен для разведки и связи, но не как основной армейский мотоцикл, поскольку не был рассчитан на коляску. Для армии нужен был мотоцикл с коляской, пригодный для универсального использования.Создание мотоциклетных частей относится к 1940 г., когда Главное автобронетанковое управление Красной армии (ГАБТУ КА) разработало штаты, вооружение и оснащение мотоциклетных подразделений и частей. Тогда же провели государственные междуведомственные испытания 15 мотоциклов различных классов, чтобы выявить наилучший прототип для РККА. По надёжности, выносливости и эксплуатационным показателям победил мотоцикл германской армии БМВ-Р-71 с боковой коляской типа «Геленде». Конструкция прототипа допускала массовое производство, при этом имела целый ряд новшеств для СССР: дуплексную раму, пружинную свечную подвеску заднего колеса и телескопическую вилку, ножное переключение передач, карданную главную передачу.

Армейский мотоцикл должен быть мощным – чтобы перевозить трёх бойцов, прочным и надёжным. Таким был мотоцикл германской армии БМВ-Р-71, и должен был стать новый «Боевой конь» РККА, получивший обозначение М-72

Планы наращивания мотопромышленности СССР (постановление СНК и ЦК ВКП(б) № 456-189сс 4.3.1941 г.).

БОЕВОЙ КОНЬ РККА

Никем не скрывалось, что мотоцикл М-72, принятый на вооружение перед самым началом войны, был «подсмотрен» у врага. Чем же он был хорош? Оппозитное (противоположное друг-другу) расположение цилиндров обеспечивало хорошее охлаждение потоком встречного воздуха и низкий центр тяжести. Надёжность достигалась подшипниками качения коленчатого вала, прерыватель, маслонасос, генератор приводились шестернями, чугунные цилиндры были покрыты антикоррозионным жаростойким черным лаком. Хотя конструктивно этот мотор не был передовым даже в своё время – применялся нижнеклапанный механизм (так называемый SV), цилиндры и головки из чугуна. При рабочем объёме 746 см3 (размерность 78х78 мм) достигалась мощность в 22 л.с. при 4600 об/мин, а наибольший крутящий момент составлял 4,0 кгс-м (3200 об/мин). Мотор был неприхотлив, невысокая степень сжатия 5,5-5,7 допускала работу на бензине с октановым числом 66. Немецкий мотоцикл свободно перевозил экипаж из трёх бойцов и стрелковое вооружение по любым дорогам.

Двигатель БМВ-Р-71 и М-72 – с оппозитным расположением цилиндров 4Т, 746 см3, 22 л.с.

Через нейтральные страны в СССР привезли пять экземпляров мотоцикла БМВ-Р-71 и в августе 1940 года организовали ЦКБ по мотоциклостроению (ЦКБМ) с целью до 1 ноября того же года изготовить комплект чертежей точной копии немецкого прототипа. Его назвали М-72 – буква «М» – это обозначение места производства – Москва, а цифра – номер следующего поколения, относительно немецкого R-71.В ЦКБМ одну полученную машину разобрали до последней детали и начали проводить «корректировку конструкторской документации». На деле это означало снижение требований к точности изготовления – чтобы заводы могли на своём оборудовании воспроизвести немецкие детали. В остальном была установка «в точности повторить конструкцию германского мотоцикла». Также в лабораториях Научного автотракторного института (НАТИ) исследовали химсостав почти сотни подлинных деталей и предложили эквивалентную замену на материалы в соответствие с ГОСТами СССР.Работы велись с размахом, в производство М-72 было вовлечено несколько десятков заводов по всей стране. Головным назначили Московский мотоциклетный завод (ММЗ) – бывший велозавод. Автозаводу им. Сталина (ЗИС) предстояло изготовление двигателей, другое столичное предприятие – Автозавод им. Коммунистического интернационала молодёжи (КИМ) должно выпускать коробки передач для поставки на ЗИС. В помощь ЗИСу в Киеве на заводе мотоциклетных моторов (КЗММ) предстояло также выпускать двигатели для М-72. Делать коляски, а также карданные валы и колёса поручили Горьковскому автозаводу (ГАЗ), светотехнику передали в Киржач Владимирской обл., трубы для рамы – Харьковскому велозаводу (ХВЗ).Несмотря на новизну заказа и большое число смежников, мотоцикл был создан «с нуля» менее чем за год и уже в начале 1941 года два опытных образца, вместе с эталонным БМВ-Р-71 продемонстрировали руководству страны в Кремле. Известный московский гонщик Борис Зефиров несколько раз объехал Царь-колокол. Генералы после недолгого обсуждения дали «добро» новому армейскому мотоциклу М-72.

Мотоцикл М-72, принятый на вооружение РККА. Вплоть до 1943 года запрещалось вносить изменения в конструкцию, которую заимствовали у БМВ-Р-71.

Мотоцикл М-72 без коляски.

Однако к началу Отечественной войны М-72 так и не успели запустить в серию. Только спустя два месяца Московскому и Харьковскому мотозаводам удалось начать выпуск М-72 в небольших количествах – изготовили 448 и 123 мотоцикла соответственно, чего было для Красной Армии явно недостаточно. До июля 1941 г. мотозаводы выпускали мотоциклы Л-8, ИЖ-9 и АМ-600.

М-72 с ружьём Симонова

Коляска под 82-мм миномёт.

Коляска модели ОМ под огнемёт.

Конец 1941 года. Первые изготовленные в Москве М-72 отправляются на фронт

МОТОПРОМ С НУЛЯ

Стремительное наступление фашистов в июне–июле 41-го поставило крест на подготовке производства М-72 и заставило эвакуироваться на Восток. Там, на новых и совершенно неприспособленных площадях всё начинали «с нуля». Ленинградский мотоциклетный завод в июле переехал в Горький, на площади инструментального цеха завода «Красная Этна», туда же позже перевели Харьковский мотозавод. Таганрогский завод отправили в Тюмень, Серпуховский – в Ижевск, на площади мотоциклетного завода, который в свою очередь переключили на выпуск станковых пулемётов типа «Максим». Московский завод – головной по М-72, в ноябре 1941 г. эвакуировали в Ирбит, на площади бывшего пивоваренного завода. Всего же на ММЗ успели выпустить 2 412 мотоциклов М-72.Ветераны вспоминают: эвакуацию проводили в спешке – за несколько суток, на морозе и при бомбёжках. В вагоны, и даже на открытые платформы грузили оборудование и уже изготовленные узлы (так называемую «незавершёнку»). Затем эти эшелоны месяц, а то и два добирались до пунктов назначения на Востоке страны. Туда же направили и специалистов, малую часть от требовавшихся – остальных призвали на фронт.Производственная кооперация мотоцикла М-72, едва сложившаяся до войны, была нарушена. На новых местах фактически не было ничего: электроэнергии; литейных, кузнечных и инструментальных цехов, станочного оборудования. Да и работать было некому, не говоря уж о специалистах. Восполнять кадры приходилось за счёт женщин, взрослевших школьников и инвалидов войны, способных работать в условиях военного времени при 10–12 часовом рабочем дне.

К производству мотоциклов привлекали парней и девчат, работали по 10-12 часов

В 1942 году наладили выпуск М-72 в Ирбите на ИрбМЗ и Горьком (ГМЗ), изготовив 1587 и 1284 мотоциклов соответственно. В Тюмени на ТМЗ не смогли освоить выпуск М-72, выпустили лишь 187 АМ-600, в основном из «незавершёнки» из Таганрога. Зато специалисты спроектировали новое двухдисковое сцепление (на М-72 было однодисковое), а позже построили опытный мотоцикл с приводом на колесо коляски.

Опытный ТМЗ-53 с приводом на колесо коляски.

Таким образом, всего в Красную Армию в 1942 году поступило около 7430 мотоциклов. В 1943 г. выпуск мотоциклов на ГМЗ и ТМЗ несколько снизился, а на ИрбМЗ – вырос. Спасало положение и то, что существенно возросли поставки мотоциклов по Ленд-лизу. В 43-м выпуск М-72 не намного увеличился, и лишь 1944 стал рекордным – два мотозавода: в Горьком и Ирбите сделали 5380 мотоциклов (90 % годового плана). Фактически заводы перешли на нормальный ритм работы.Продолжение следует.

www.drive2.ru

Военные мотоциклы: фото, описание, назначение

Считается, что первые военные мотоциклы были созданы в 1898 году Фредериком Симсом. Машина оснащалась четырьмя колесами, рамой велосипедного типа, седлом, силовым агрегатом мощностью 1,5 лошадиных силы. Motor Scout, а именно такое наименование получила техника, в качестве вооружения оборудовался пулеметом «Максим», бронированным щитком для защиты верхней части туловища водителя-стрелка. Аппарат был в состоянии транспортировать почти 0,5 тонны снаряжения, боеприпасов и прочего груза. Одной заправки хватало примерно на 120 миль пути. Указанная версия не получила серьезного распространения в армии.

Развитие военного мотостроения

Уже к началу Первой мировой военные мотоциклы прочно обосновались в армейских подразделениях, эксплуатировались всеми прогрессивными государствами. Машины призваны были заменить лошадей, поэтому первыми начали использовать рассматриваемые аппараты солдаты-курьеры.

Первые действующие экземпляры появились в армейских частях Германии. В отличие от «прародителя», они представляли собой модернизированные гражданские аналоги, усиленные пулеметами. Подобные передвижные точки, несмотря на тонкую броню, успешно применялись в различных операциях на фронтах Первой мировой войны.

Послевоенная активизация

В 1928 году был презентован французский военный мотоцикл Mercier. Оригинальности этому творению добавляла переднее гусеничное колесо. Через 10 лет инженером Леэтром был создан модернизированный аналог указанной машины, получивший название Tractorcycle, полностью оснащенный гусеничным ходом.

Предполагалось, что отличная проходимость и легкая броня должна была обеспечить модели признание и успех в армейской сфере. Однако байк обладал рядом существенных недостатков:

  • Большой массой (свыше 400 кг).
  • Низким параметром скорости (до 30 км/ч).
  • Плохой управляемостью.
  • Неустойчивостью на дорогах.

Несмотря на то, что вскоре конструкторы дополнили конструкцию боковыми колесами, армия так и не заинтересовалась указанной разработкой.

Другие оригинальные модели

Оригинальную модель военного мотоцикла разработали в Италии. Компания Guzzi представила трицикл с пулеметом и бронированным щитком. Особенностью этой модификации стало «мертвое» размещения пулемета, направленного назад.

Бельгийские конструкторы также пытались создать нечто уникальное в этом плане. В 1935 году фирма FN презентовала упрощенную модель М-86. По сравнению с остальными европейскими аналогами того времени, машина получила ряд преимуществ:

  • Форсированный мотор объемом 600 «кубов».
  • Усиленную раму.
  • Бронированные фронтальные и боковые листы.
  • Возможность транспортирования бронированной коляски с пулеметом «Браунинга».

За время серийного выпуска было выпущено свыше 100 подобных экземпляров, эксплуатируемых армиями Румынии, Бразилии, Китая и Венесуэлы.

Немецкие военные мотоциклы

Лидер немецкой автомобильной промышленности «БМВ» сначала не представил особых инноваций, монтируя на имеющиеся аппараты оппозитный мотор М2-15В. Первая совершенно новая серийная модификация от немецких инженеров была представлена в 1924 году.

Уже в начале 30-х годов баварский концерн занялся обновлением специализированного военного мотоцикла БМВ-R35. Модель получила телескопическую переднюю вилку, усиленный силовой агрегат на 400 «кубиков», карданную передачу, отличающуюся большим показателем надежности от цепного варианта. Среди недостатков отмечают «старые» грехи, выражающиеся в жесткой задней подвеске и хрупкости рамы при нагрузках. Тем не менее, машина использовалась в моторизованных подразделениях, полиции, медсанбатах. Выпуск аппарата продолжался до 1940 года.

Одновременно с версией R35 компания «БМВ» изготавливала модификацию R12. По сути, эта машина являлась усовершенствованным вариантом серии R32. Техника оборудовалась 745-сильным мотором, вилкой-телескопом с гидравлическими амортизаторами. В конструкции рассматриваемой вариации был удален один карбюратор, что снизило мощность R-12 до 18 «лошадок». Указанная модификация приобрела свою популярность благодаря хорошим параметрам и низкой цене, став самым массовым представителем своего класса в армии Германии. С 1924 по 1935 год было произведено свыше 36 тысяч экземпляров как в одиночном исполнении, так и с коляской.

Из всех производителей немецких военных мотоциклов основным конкурентом BMW стала компания Zundapp, которая ориентировалась на государственные заказы. Серийные модели: К500, K600 и К800. Последний вариант с люлькой пользовался особой популярностью, оснащался четырьмя цилиндрами. Такая особенность наряду со всеми плюсами, имела свой недостаток в виде частого замасливания свечей, так как не все узлы прогревались равномерно.

Военные мотоциклы СССР

После окончания Первой мировой войны в России собственного мотопроизводства в военном направлении практически не было. Такая ситуация длилась до 30-х годов прошлого столетия. Техническое оснащение армии требовало модернизации, в связи с чем начались разработки первого отечественного мотоцикла, способного с достоинством переносить все тяготы русского климата.

Первыми армейскими вариантами стали модификации ХМЗ-350 и Л-300. Первый аппарат стал практически точной копией «Харлей Дэвидсон», значительно уступая американскому аналогу в качестве. Впоследствии от него решено было отказаться. На смену пришла версия ТИЗ-АМ600, выпускаемая с 1931 года. Собственная разработка включала в себя британские и американские черты, однако особых достижений не проявила.

В 1938 году советское конструкторское бюро презентовало несколько военных моделей: Л-8, а также два ИЖа, под индексами 8 и 9. Что касается первого экземпляра, он выпускался на различных заводах страны, которые вносили собственные доработки, что привело к потере унификации запчастей.

CZ 500 «Турист»

Данный байк чехословацкого производства впервые сошел с конвейера в 1938 году. Серийный выпуск не прекращался до 1941 г. Мотоцикл предназначался не только для военных нужд, но и эксплуатировался гражданским населением. На свет появилось всего шестьсот образцов машины. Модернизированную версию этого «железного коня» выпустили специально для гвардии Папы Римского. Техника окрашивалась в черный колер, что отлично сочетается с хромированными деталями аппарата.

Harley-Davidson WLA

Этот армейский мотоцикл стал одним из самых распространенных модификаций по всему миру. Он оснащался кобурам на вилке, раскрашивался в оливковый цвет. Всего было выпущено более 100 тысяч экземпляров. Именно эта версия после войны стала самой популярной в качестве переделок на чопперы и каста-байки. В СССР модель поступала по ленд-лизу.

Welbike

Британский "Вэлбайк" больше похож на мини-велосипед с моторчиком. Он обладал складной конструкцией, позволяющей транспортировать его при переброске военных отрядов по воздуху. В дальнейшем он собирался и служил для ускорения доставки личного состава до места назначения, однако не получил особого практического применения.

Период Второй мировой войны

Первыми и единственными в своем роде стали два немецких военных мотоцикла с коляской: BMW R75 и Zundapp KS750. Они специально конструировались с учетом передвижения по бездорожью. Оборудованные специально для этой цели приводы колес и специальная скорость, позволили зарекомендовать эти машины исключительно с положительной стороны.

По причине высокой цены рассматриваемые модели сначала поставлялись в парашютно-десантные подразделения и африканский корпус, позже – в войска СС. В 42-м было принято решение о производстве усовершенствованного Zundapp KS-750 с коляской BMW 286/1 (военного мотоцикла с хранением в стратегическом запасе). Он так и не вышел в серию. Производство запланировали на период после выполнения заказа на 40 тысяч экземпляров R-75 и KS-750, которых вышло всего 17 000.

Kettenkrad

С 1940 по 1945 гг. эта полугусеничная модификация использовалась для транспортировки орудий легкого типа, выступая в качестве тягача. В движение технику приводил двигатель «Опель», объемом 1,5 литра. Всего было изготовлено чуть более 8,7 тысячи экземпляров, ориентированных преимущественно на Восточный фронт.

Гусеницы неплохо справлялись с отечественным бездорожьем. Среди минусов – высокий процент переворачивания на резких поворотах, при этом система посадки усложняла быстрое ее оставление водителем. Кроме того, на этом транспорте невозможно было перемещаться на возвышенных местах в диагональном направлении.

М-72

Военные мотоциклы России того периода начались создаваться на базе БМВ. Тяжелая техника с коляской применялась в СССР с 1945 года. Выпуск машины осуществлялся в пяти городах страны. До 1960 г. Именно эта модификация стала прототипом для будущего аналога под маркой «Урал».

Изначально рассматриваемые аппараты были ориентированы строго на нужды армии. База оснащалась креплением для монтажа мощного стрелкового оружия. Байк по праву стал самым популярным боевым «железным конем». Его изображение имеется даже на одной из почтовых марок. Всего было выпущено более 8,5 тысяч экземпляров данной техники. Лишь в середине 50-х военный мотоцикл «Урал» с консервации поступил в свободную продажу для населения.

Vespa150 TAP

Эти боевые мотороллеры создавались во Франции для своей армии. Массовый выпуск техники указанного типа начался в 1956 году, оснащался мощной пушкой калибром 75 мм. Подобное вооружение не способствовало широкому применению байка в рядах вооруженных сил. При этом мотор со скромным рабочим объемом 145 «кубиков» не мог обеспечить должный показатель скорости и мобильности. Мотороллер развивал скромную скорость до 65 км/ч. Стоит отметить, что разработчики планировали в паре использовать еще один подобный аналог для транспортировки снарядов.

К-750

Военный мотоцикл «Днепр» этой серии стал усовершенствованной версией М-72 и выпускался в Киеве с 1958 года. Машина оснащалась «движком» объемом 750 «кубов», как и остальные аналоги этой серии от других производителей.

Особенности и характеристики:

  • Мощность мотора – 26 л. с.
  • Улучшенный показатель комфортабельности и надежности.
  • Ходовая часть сделана с амортизаторами с гидравликой.
  • Коляска оснащалась резиновыми рессорами и специальной подвеской.
  • Повышенная проходимость военного мотоцикла «К-750» обеспечивалась усовершенствованным механизмом привода на колесо люльки.
  • При повышении мощности двигателя, потребление горючего сократилось почти на один литр.

Новинка конца прошлого столетия

Для усиления мотострелковых возможностей армии, в середине 90-х был разработан военный мотоцикл «Урал» серии ИМЗ-8.107 с приводом бокового колеса коляски, обеспечивающего повышенную проходимость техники. Основное предназначение машины – эксплуатация в составе патрульных, мобильных разведывательных групп, для транспортировки систем связи и в качестве многоцелевой машины.

Меньшие габариты и увеличенная маневренность, по сравнению с любым армейским автомобилем, делают его оптимальным средством для ведения боевых действий в условиях города. Экипаж состоит из двух или трех человек, масса дополнительного снаряжения составляет от 25 до 100 кг.

В качестве основного орудия применяется крупнокалиберный пулемет калибра 12,7 мм. Он дает возможность поражать низколетящие воздушные мишени и наземные цели с легкой броней. Кроме того, вооружение позволяет вести бой с живой силой противника на дистанции до двух тысяч метров. Обзорность обуславливает возможность стрельбы из личного оружия экипажа, находящегося под прикрытием индивидуальной бронезащиты.

Особенности «Урала»

Высокая динамика военного мотоцикла, фото которого приведено выше, проходимость и маневренность обеспечивает мощный «движок», трансмиссия и ходовая часть. Байк имеет укороченную до 1,5 метров базу, большие 19-дюймовые колеса с вездеходным узором протектора.

Конструкция и компоновка рабочих элементов сделана по автомобильному принципу:

  • Система смазки мотора.
  • КПП в отдельном блоке.
  • Карданный трансмиссионный вал.

Указанные особенности гарантируют высокий показатель надежности и ремонтопригодности. Рабочий ресурс увеличивается при соблюдении применения подходящих моторных и трансмиссионных масел автомобильного типа.

Боевой мотоцикл «Урал» с прицепом имеет особо важный для выполнения боевых заданий параметр – возможность преодоления препятствий, которые неподвластны большинству автомобилей. С поднятой коляской техника может двигаться по одной колее, сохраняя равновесие. Это позволяет миновать глубокие ямы и препятствия высотой до 70 сантиметров. Вес мотоцикла составляет 315 килограмм, что дает возможность перекантовать агрегат силами экипажа через упавшее дерево или заградительную конструкцию. Скорость до 100 км/ч обеспечивает высокий запас времени для совершения маневра, при этом эксплуатация рассматриваемого байка возможна в различных климатических поясах (от – 40 до + 50 градусов).

Характеристики ИМЗ-8.107

Ниже приведены основные ТТХ военного мотоцикла «Урал»:

  • Тип мотора – атмосферный четырехтактный бензиновый двигатель.
  • Показатель мощности – 23,5 кВт.
  • Формула колесная – 3*2.
  • Коробка передач – 4 режима с включением заднего хода.
  • Рама – сварного трубчатого типа.
  • Передняя/задняя подвеска – рычаги/маятники с пружинными гидроамортизаторами.
  • Напряжение в бортовой сети – 2 В.
  • Скорость перемещения максимальная – 105 км/ч.
  • Запас хода на одной заправке – 240 км.
  • Длина/ширина/высота – 2,56/1,7/1,1 м.
  • Вес сухой – 315 кг.
  • Возможность использования вооружение – пулемет 12,7 или 7,6 мм, ПТРК, АГС, РПГ.
  • Дополнительное оснащение – емкость для топлива, фара-искатель, набор шанцевого инструмента.

Harley-Davidson

Также популярностью в последние годы пользуется армейский мотоцикл «Харлей Дэвидсон» с двухтактным одноцилиндровым мотором «Ротакс» объемом 350 «кубов». Указанная модификация распространена в различных странах мира, эксплуатируется как транспорт для разведки или сопровождения. Среди недостатков данной модели – использование горючего J-8, которое по составу больше напоминает смесь солярки и авиационного керосина. Это делает его непригодным для эксплуатации на бензиновых моторах. Имеются исключения, например модель HDT M103M1. Средняя скорость аппарата составляет 55 миль в час.

Kawasaki/Hayes M1030

Еще одна дизельно-керосиновая модификация армейского мотоцикла. Машина относится к одним из самых утилитарных вариаций. Для американской армии его специально переработала компания Hayes Diversified Technologies. До 650-кубовой версии использовался предшественник под индексом KLR-250.

fb.ru

BMW музей — стена мотоциклов — часть 1 — DRIVE2

Продолжаем осмотр экспозиции BMW музея. Я все думал, как сгрупировать фото и так и не придумал. Будет как попало. Сегодняшний пост будет интересен больше любителям мотоциклов BMW. Мотоциклов выставлено очень много, но большая часть из них выставляется в гиганской такой витрине. Вот ее сегодня и покажу.

Поскольку витрина эта на несколько этажей — целиком ее сфоткать не получилось.

BMW R39. Никаких компромисов. Первый одноцилиндровый мотоцикл BMW. Качество и надежность — это то, чем мотоциклы BMW заслужили свою высочайшую репутацию. Но это так же отражалось и на цене. R32 был самым дорогим мотоциклом на рынке Германии. Чтобы привлечь новых покупателей — компания разработала одноцилиндровую модель. При этом перед инженерами была поставлена цель не допускать комромисов и сделать лучший продукт в этой категории. В результате R39 по качеству ничем не уступал тому же R32. К тому же он обладал спортивными характеристиками, поэтому был очень популярен в гонках.BMW R39.Годы выпуска: 1925-1927Кол-во выпущенных: 855Объем: 247 см кубМощность: 6,5 лошадиных силМаксимальная скорость: 100 км/ч

BMW R63 Двухколесный динамизм. Спортивные модели BMW.Изначально BMW выпускала технически более амбициозные спортивные модели, которые были нацелены на амбициозных водителей, желающих принимать участие в спортивных событиях. Они так же сформировали основу для последующего производства спортивных мотоциклов, с которыми BMW доминировала в чемпионатах Германии в 1920м. Многие инновации, которые были опробованы в спортивных мотоциклах впоследствии были перенесены на гражданские мотоциклы, что еще больше укрепило спортивный имидж компании.

BMW представила свой первый 750 кубовый двигатель в 1928. Топовой моделью был BMW R63. С максимальной скоростью в 120 км/ч это был один из быстрейших мотоциклов своего времени. Это позволило BMW занять лидирующую позицию среди европейских производителей мотоциклов.

BMW R63.Годы выпуска: 1928-1929Выпущено: 794Объем двигателя: 735 см. кубМощность: 24 лошадиных силыМакс. скорость: 120 км/ч

"Немецкая школа". Мотоцикл с рамой из прессованой стали.В конце 20-х технические возможности рамы из сваренных труб уже не удовлетворяли потребностей мотоциклостроения. Особенно в случае с мотоциклами с коляской. Решение было найдено в 1929 в виде рамы из пресованной стали, части которой соединялись заклепками. Впервые эта рама применялась на моделях R11 и R16. Когда BMW запустили эту конструкцию в массовое производство и другие производители стали внедрять такую же в своих продуктах — иностранные журналисты прдумали термин "немецкая школа мотодизайна".

В 1929 мотоциклы с объемом двигателей до 200 куб см были освобождены от дорожного сбора и для них не нужны были права. Поэтому BMW решили представить еще одну модель одноцилиндрового мотоцикла. BMW R2 был наиболее дорогой моделью в своем классе, однако покупатели все равно предпочитали эту модель. Было продано 15000 экземпляров, что сделало R2 самым продаваемым до сегодняшних дней.

BMW R2 Годы производства: 1931-1936Выпущено: 15207Объем двигателя: 198 см куб.Мощность: 6 лошадиных силМакс. скорость: 95 км/ч

BMW R51 Испытанные гонками и успешно продаваемые мотоциклы

С самого начала опыт, полученный компанией BMW на гоночных треках, очень помогал ей в дальнейшем произвдстве мотоциклов. Одним из примеров таких инноваций, испытанных в спорте и успешно в дальнейшем использованных в гражданских моделях, является амортизирующая гидравлическая вилка. BMW стала первой в мире компанией, кто использовал это как стандарт в своих R12 и R17 байках. В 1936 мотоцикл BMW R5 получил передаточный механизм от гоночного мотоцикла. А подсерия мотоциклов R51 получила заднюю подвеску плунжерного типа, так же успешно протестированную на гоночных треках.

Со своим гибким двигателем и инновационной подвеской R51 был одним из самых современных мотоциклов в свое время. А для энтузиастов мотопорта было выпущенно ограниченным тиражем две дополнительные серии. К тому же R51 хорошо зарекомендовал себя в езде по бездорожью, и получил репутацию прекрасного аппарата на все случаи жизни.

BMW R51Годы выпуска: 1938-1940Выпущено: 3775Объем двигателя: 494 см. кубМощность: 24 лошадиных силыМакс. скорость: 140 км/ч

BMW R75. Мотоцикл идет на войну. Поставки мотоциклов BMW военным.BMW начала поставлять мотоциклы армии еще в 1920м году. В 33м же, когда армия начала перевооружаться, военные заказали модели R4 и R 35, которые обладали хорошими внедорожными свойствами. Эти модели в основном использовались посыльными и так же для того, чтоб тренировать военных мотоциклистов. Для мотострелковых войск в основном использовались более тяжелые BMW R12. В отличие от этих гражданских моделей BMW R75 был изначально разработан для использования в военных целях. В 1944м BMW приостановила выпуск мотоциклов.

BMW задизайнила эту тяжелую коляску, чтоб удовлетворить специфические требования немецкой армии. Этим же объясняются многие технические особенности мотоцикла. Например, блокировка дифференциала в коляске, различные передаточные числа для "дорожного" и "внедорожного" режимов езды, задняя передача и болченая рама из двух секций для быстрого доступа к двигателю.

BMW R75.Годы выпуска: 1941-1944Выпущено: 18 000Объем двигателя: 745 см. кубМощность: 26 лошадиных силыМакс. скорость: 95 км/ч

BMW R68. Возвращение в топ. Новый старт после войны.Рестартовать производство мотоциклов было сложно, поскольку дизайнерская мастерская и производство было перевезено в Эйзенах в 1942м и было поэтому недоступно центральному офису BMW в Мюнхене. Более того силы американские оккупационные силы запретили производство мотоциклов. BMW анонсировала свой первый послевоенный одноцилиндровый мотоцикл в 1948м. В 1952м BMW представила R68 — эксклюзивный спортивный байк, который вернул компании ее место среди лидирующих международных производителей мотоциклов.

В 1951 BMW анонсировала R68 — первый немецкий мотоцикл, способный развивать скорость в 100 миль в час (160 км/ч). Раздвоенный выхлоп подчеркивал спортивность этого эксклюзовного мотоцикла, высокая цена которого не была помехой хорошим продажам.

BMW R68.Годы выпуска: 1952-1954Выпущено: 1452Объем двигателя: 594 см. кубМощность: 35 лошадиных силыМакс. скорость: 160 км/ч

BMW R 25/3 Восстановление и кризис. Нестабильные времена "экономического чуда".Для производства мотоциклов бум 1950х быстро закончился. Люди решили, что им нужны автомобили и значимость мотоциклов, как транспортных средств, начала страдать. Цифры продаж застыли после резко стали падать. Этот тренд коснулся и BMW: за период с 1954 по 1957 годовой объем продаж упал с 30 тыс штук до 5 тыс 500 экземпляров. Но, несмотря на это, в отличие от других компаний по производству мотоциклов, которые одна за другой исчезали с рынка, BMW смогла сохранить свое мотопроизводство.В послевоенные годы мото-бума BMW продала в двое больше одноцилиндровых мотоциклов, чем двухцилиндровых. Это были модели начального уровня, хотя на рынке Германии в те годы мотоцикл объемом 250 куб см считался большим мотоциклом. Проданный тиражем в 47 700 экземпляров BMW R 25/3 был наиболее успешным по продажам мотоциклом и остается до сегодняшних времен.

BMW R 25/3Годы выпуска: 1953-1956Выпущено: 47 700Объем двигателя: 247 см. кубМощность: 13 лошадиных силыМакс. скорость: 119 км/ч

BMW R 50/2. На службе у общества. В полиции и эскорте.

Еще в 20х годах BMW начала поставлять мотоциклы гос. службам. Кризис настиг рынок мотоциклов в 50-х и 60х и поставка мотоциклов гос. службам помогла BMW выжить и открыть двери для новых рынков. Сегодня гос. службы не менее чем 150 стран используют мотоциклы BMW. BMW — единственный производитель, который предоставляет версии таких мотоциклов, полностью оснащенные всем необходимым в конвейера.

R50 и его последователь R50/2 продавался более 15 лет. За это продолжительное время он получил репутацию "классического полицейского мотоцикла 50х-60х". Качество и надежность — причины того, что этому мотоциклу доверяют бесчисленное количество полицейских и водителей эскортов в более чем 100 странах

BMW R50/2Годы выпуска: 1960-1969Выпущено: 19 036Объем двигателя: 494 см. кубМощность: 26 лошадиных силыМакс. скорость: 140 км/ч

BMW R75/5. Свобода на двух колесах. Как изменился образ мотоцикла.В 1960м мотоцикл постепенно перестал рассматриваться лишь как транспортное средство и становился все больше спортивным средством передвижения, а так же символо свободы и приключений. Модели с большими двигателями продолжали конкурировать и тем самым возрождали рынок. BMW заняла благоприятную позицию со своими /5 моделями: в 1970м более 10 000 было продано. Впервые с 1956 года. И только 7 лет спустя производство достигло 31 515 экземпляров.

BMW R75/5 был топовым мотоциклом серии '/5' и был представлен в 1969м. Это была первая линия мотоциклов BMW полностью собранная на заводе в Берлине. Использование пластиковых частей и большого разнообразия цветов подчеркивало, что это "модный мотоцикл 70х".

BMW R75/5Годы выпуска: 1969-1973Выпущено: 38 370Объем двигателя: 745 см. кубМощность: 50 лошадиных силыМакс. скорость: 175 км/ч

BMW R100 RS. Бросая вызов ветру и погоде. Первый мотоцикл с обтекателем.В 1976м году BMW R100 RS удивил мотоциклетный мир своим установленным на раму обтекателем, впервые представленным на серийных мотоциклах. Это не только улучшило аэродинамику и поведение на дороге, но так же защищало водителя от непогоды. Комфорт и удобство в длительных поездках еще более возросли. С помощью R100 RS BMW продемонстрировала возможность удерживать лидирующие позиции на рынке при помощи инновационных продуктов.

BMW представила свой первый мотоцикл с объемом двигателя 1 литрв 1976м. Топовой моделью в новой линейке был BMW R100 RS с обтекателем, разработанным при помощи аэродинамической трубы.Он защищал водителя от дождя и ветра улучшая и без того примерное поведение мотоцикла на дороге.

BMW R100 RSГоды выпуска: 1976-1984Выпущено: 33 648Объем двигателя: 980 см. кубМощность: 70 лошадиных силыМакс. скорость: 200 км/ч

На этом пока все. Очень много материала и нужно много времени на него, поэтому решил выдавать его более мелкими порциями, чтоб чаще вас радовать.

www.drive2.ru

BMW музей — стена мотоциклов — часть 1 — Community «BMW Club» on DRIVE2

Продолжаем осмотр экспозиции BMW музея. Я все думал, как сгрупировать фото и так и не придумал. Будет как попало. Сегодняшний пост будет интересен больше любителям мотоциклов BMW. Мотоциклов выставлено очень много, но большая часть из них выставляется в гиганской такой витрине. Вот ее сегодня и покажу.

Поскольку витрина эта на несколько этажей — целиком ее сфоткать не получилось.

BMW R39. Никаких компромисов. Первый одноцилиндровый мотоцикл BMW. Качество и надежность — это то, чем мотоциклы BMW заслужили свою высочайшую репутацию. Но это так же отражалось и на цене. R32 был самым дорогим мотоциклом на рынке Германии. Чтобы привлечь новых покупателей — компания разработала одноцилиндровую модель. При этом перед инженерами была поставлена цель не допускать комромисов и сделать лучший продукт в этой категории. В результате R39 по качеству ничем не уступал тому же R32. К тому же он обладал спортивными характеристиками, поэтому был очень популярен в гонках.BMW R39.Годы выпуска: 1925-1927Кол-во выпущенных: 855Объем: 247 см кубМощность: 6,5 лошадиных силМаксимальная скорость: 100 км/ч

BMW R63 Двухколесный динамизм. Спортивные модели BMW.Изначально BMW выпускала технически более амбициозные спортивные модели, которые были нацелены на амбициозных водителей, желающих принимать участие в спортивных событиях. Они так же сформировали основу для последующего производства спортивных мотоциклов, с которыми BMW доминировала в чемпионатах Германии в 1920м. Многие инновации, которые были опробованы в спортивных мотоциклах впоследствии были перенесены на гражданские мотоциклы, что еще больше укрепило спортивный имидж компании.

BMW представила свой первый 750 кубовый двигатель в 1928. Топовой моделью был BMW R63. С максимальной скоростью в 120 км/ч это был один из быстрейших мотоциклов своего времени. Это позволило BMW занять лидирующую позицию среди европейских производителей мотоциклов.

BMW R63.Годы выпуска: 1928-1929Выпущено: 794Объем двигателя: 735 см. кубМощность: 24 лошадиных силыМакс. скорость: 120 км/ч

"Немецкая школа". Мотоцикл с рамой из прессованой стали.В конце 20-х технические возможности рамы из сваренных труб уже не удовлетворяли потребностей мотоциклостроения. Особенно в случае с мотоциклами с коляской. Решение было найдено в 1929 в виде рамы из пресованной стали, части которой соединялись заклепками. Впервые эта рама применялась на моделях R11 и R16. Когда BMW запустили эту конструкцию в массовое производство и другие производители стали внедрять такую же в своих продуктах — иностранные журналисты прдумали термин "немецкая школа мотодизайна".

В 1929 мотоциклы с объемом двигателей до 200 куб см были освобождены от дорожного сбора и для них не нужны были права. Поэтому BMW решили представить еще одну модель одноцилиндрового мотоцикла. BMW R2 был наиболее дорогой моделью в своем классе, однако покупатели все равно предпочитали эту модель. Было продано 15000 экземпляров, что сделало R2 самым продаваемым до сегодняшних дней.

BMW R2 Годы производства: 1931-1936Выпущено: 15207Объем двигателя: 198 см куб.Мощность: 6 лошадиных силМакс. скорость: 95 км/ч

BMW R51 Испытанные гонками и успешно продаваемые мотоциклы

С самого начала опыт, полученный компанией BMW на гоночных треках, очень помогал ей в дальнейшем произвдстве мотоциклов. Одним из примеров таких инноваций, испытанных в спорте и успешно в дальнейшем использованных в гражданских моделях, является амортизирующая гидравлическая вилка. BMW стала первой в мире компанией, кто использовал это как стандарт в своих R12 и R17 байках. В 1936 мотоцикл BMW R5 получил передаточный механизм от гоночного мотоцикла. А подсерия мотоциклов R51 получила заднюю подвеску плунжерного типа, так же успешно протестированную на гоночных треках.

Со своим гибким двигателем и инновационной подвеской R51 был одним из самых современных мотоциклов в свое время. А для энтузиастов мотопорта было выпущенно ограниченным тиражем две дополнительные серии. К тому же R51 хорошо зарекомендовал себя в езде по бездорожью, и получил репутацию прекрасного аппарата на все случаи жизни.

BMW R51Годы выпуска: 1938-1940Выпущено: 3775Объем двигателя: 494 см. кубМощность: 24 лошадиных силыМакс. скорость: 140 км/ч

BMW R75. Мотоцикл идет на войну. Поставки мотоциклов BMW военным.BMW начала поставлять мотоциклы армии еще в 1920м году. В 33м же, когда армия начала перевооружаться, военные заказали модели R4 и R 35, которые обладали хорошими внедорожными свойствами. Эти модели в основном использовались посыльными и так же для того, чтоб тренировать военных мотоциклистов. Для мотострелковых войск в основном использовались более тяжелые BMW R12. В отличие от этих гражданских моделей BMW R75 был изначально разработан для использования в военных целях. В 1944м BMW приостановила выпуск мотоциклов.

BMW задизайнила эту тяжелую коляску, чтоб удовлетворить специфические требования немецкой армии. Этим же объясняются многие технические особенности мотоцикла. Например, блокировка дифференциала в коляске, различные передаточные числа для "дорожного" и "внедорожного" режимов езды, задняя передача и болченая рама из двух секций для быстрого доступа к двигателю.

BMW R75.Годы выпуска: 1941-1944Выпущено: 18 000Объем двигателя: 745 см. кубМощность: 26 лошадиных силыМакс. скорость: 95 км/ч

BMW R68. Возвращение в топ. Новый старт после войны.Рестартовать производство мотоциклов было сложно, поскольку дизайнерская мастерская и производство было перевезено в Эйзенах в 1942м и было поэтому недоступно центральному офису BMW в Мюнхене. Более того силы американские оккупационные силы запретили производство мотоциклов. BMW анонсировала свой первый послевоенный одноцилиндровый мотоцикл в 1948м. В 1952м BMW представила R68 — эксклюзивный спортивный байк, который вернул компании ее место среди лидирующих международных производителей мотоциклов.

В 1951 BMW анонсировала R68 — первый немецкий мотоцикл, способный развивать скорость в 100 миль в час (160 км/ч). Раздвоенный выхлоп подчеркивал спортивность этого эксклюзовного мотоцикла, высокая цена которого не была помехой хорошим продажам.

BMW R68.Годы выпуска: 1952-1954Выпущено: 1452Объем двигателя: 594 см. кубМощность: 35 лошадиных силыМакс. скорость: 160 км/ч

BMW R 25/3 Восстановление и кризис. Нестабильные времена "экономического чуда".Для производства мотоциклов бум 1950х быстро закончился. Люди решили, что им нужны автомобили и значимость мотоциклов, как транспортных средств, начала страдать. Цифры продаж застыли и затем резко стали падать. Этот тренд коснулся и BMW: за период с 1954 по 1957 годовой объем продаж упал с 30 тыс штук до 5 тыс 500 экземпляров. Но, несмотря на это, в отличие от других компаний по производству мотоциклов, которые одна за другой исчезали с рынка, BMW смогла сохранить свое мотопроизводство.В послевоенные годы мото-бума BMW продала в двое больше одноцилиндровых мотоциклов, чем двухцилиндровых. Это были модели начального уровня, хотя на рынке Германии в те годы мотоцикл объемом 250 куб см считался большим мотоциклом. Проданный тиражем в 47 700 экземпляров BMW R 25/3 был наиболее успешным по продажам мотоциклом и остается им до сегодняшних времен.

BMW R 25/3Годы выпуска: 1953-1956Выпущено: 47 700Объем двигателя: 247 см. кубМощность: 13 лошадиных силыМакс. скорость: 119 км/ч

BMW R 50/2. На службе у общества. В полиции и эскорте.

Еще в 20х годах BMW начала поставлять мотоциклы гос. службам. Кризис настиг рынок мотоциклов в 50-х и 60х и поставка мотоциклов гос. службам помогла BMW выжить и открыть двери для новых рынков. Сегодня гос. службы не менее чем 150 стран используют мотоциклы BMW и BMW — единственный производитель, который предоставляет версии таких мотоциклов, полностью оснащенные всем необходимым с конвейера.

R50 и его последователь R50/2 продавался более 15 лет. За это продолжительное время он получил репутацию "классического полицейского мотоцикла 50х-60х". Качество и надежность — основные причины того, что этому мотоциклу доверяют бесчисленное количество полицейских и водителей эскортов в более чем 100 странах

BMW R50/2Годы выпуска: 1960-1969Выпущено: 19 036Объем двигателя: 494 см. кубМощность: 26 лошадиных силыМакс. скорость: 140 км/ч

BMW R75/5. Свобода на двух колесах. Как изменился образ мотоцикла.В 1960м мотоцикл постепенно перестал рассматриваться лишь как транспортное средство и становился все больше спортивным средством передвижения, а так же символом свободы и приключений. Модели с большими двигателями продолжали конкурировать нра рынке и тем самым возрождали его. BMW заняла благоприятную позицию со своими /5 моделями: в 1970м более 10 000 было продано. Впервые с 1956 года. И только 7 лет спустя производство достигло 31 515 экземпляров.

BMW R75/5 был топовым мотоциклом серии '/5' и был представлен в 1969м. Это была первая линия мотоциклов BMW полностью собранная на заводе в Берлине. Использование пластиковых частей и большого разнообразия цветов подчеркивало, что это "модный мотоцикл 70х".

BMW R75/5Годы выпуска: 1969-1973Выпущено: 38 370Объем двигателя: 745 см. кубМощность: 50 лошадиных силыМакс. скорость: 175 км/ч

BMW R100 RS. Бросая вызов ветру и погоде. Первый мотоцикл с обтекателем.В 1976м году BMW R100 RS удивил мотоциклетный мир своим установленным на раму обтекателем, впервые представленным на серийных мотоциклах. Это не только улучшило аэродинамику и поведение на дороге, но так же защищало водителя от непогоды. Комфорт и удобство в длительных поездках еще более возросли. С помощью R100 RS BMW продемонстрировала возможность удерживать лидирующие позиции на рынке при помощи инновационных продуктов.

BMW представила свой первый мотоцикл с объемом двигателя 1 литр в 1976м. Топовой моделью в новой линейке был BMW R100 RS с обтекателем, разработанным при помощи аэродинамической трубы.Он защищал водителя от дождя и ветра, улучшая и без того примерное поведение мотоцикла на дороге.

BMW R100 RSГоды выпуска: 1976-1984Выпущено: 33 648Объем двигателя: 980 см. кубМощность: 70 лошадиных силыМакс. скорость: 200 км/ч

На этом пока все. Очень много материала и нужно много времени на него, поэтому решил выдавать его более мелкими порциями, чтоб чаще вас радовать.

www.drive2.com

BMW музей — стена мотоциклов — часть 1 — DRIVE2

Продолжаем осмотр экспозиции BMW музея. Я все думал, как сгрупировать фото и так и не придумал. Будет как попало. Сегодняшний пост будет интересен больше любителям мотоциклов BMW. Мотоциклов выставлено очень много, но большая часть из них выставляется в гиганской такой витрине. Вот ее сегодня и покажу.

Поскольку витрина эта на несколько этажей — целиком ее сфоткать не получилось.

BMW R39. Никаких компромисов. Первый одноцилиндровый мотоцикл BMW. Качество и надежность — это то, чем мотоциклы BMW заслужили свою высочайшую репутацию. Но это так же отражалось и на цене. R32 был самым дорогим мотоциклом на рынке Германии. Чтобы привлечь новых покупателей — компания разработала одноцилиндровую модель. При этом перед инженерами была поставлена цель не допускать комромисов и сделать лучший продукт в этой категории. В результате R39 по качеству ничем не уступал тому же R32. К тому же он обладал спортивными характеристиками, поэтому был очень популярен в гонках.BMW R39.Годы выпуска: 1925-1927Кол-во выпущенных: 855Объем: 247 см кубМощность: 6,5 лошадиных силМаксимальная скорость: 100 км/ч

BMW R63 Двухколесный динамизм. Спортивные модели BMW.Изначально BMW выпускала технически более амбициозные спортивные модели, которые были нацелены на амбициозных водителей, желающих принимать участие в спортивных событиях. Они так же сформировали основу для последующего производства спортивных мотоциклов, с которыми BMW доминировала в чемпионатах Германии в 1920м. Многие инновации, которые были опробованы в спортивных мотоциклах впоследствии были перенесены на гражданские мотоциклы, что еще больше укрепило спортивный имидж компании.

BMW представила свой первый 750 кубовый двигатель в 1928. Топовой моделью был BMW R63. С максимальной скоростью в 120 км/ч это был один из быстрейших мотоциклов своего времени. Это позволило BMW занять лидирующую позицию среди европейских производителей мотоциклов.

BMW R63.Годы выпуска: 1928-1929Выпущено: 794Объем двигателя: 735 см. кубМощность: 24 лошадиных силыМакс. скорость: 120 км/ч

"Немецкая школа". Мотоцикл с рамой из прессованой стали.В конце 20-х технические возможности рамы из сваренных труб уже не удовлетворяли потребностей мотоциклостроения. Особенно в случае с мотоциклами с коляской. Решение было найдено в 1929 в виде рамы из пресованной стали, части которой соединялись заклепками. Впервые эта рама применялась на моделях R11 и R16. Когда BMW запустили эту конструкцию в массовое производство и другие производители стали внедрять такую же в своих продуктах — иностранные журналисты прдумали термин "немецкая школа мотодизайна".

В 1929 мотоциклы с объемом двигателей до 200 куб см были освобождены от дорожного сбора и для них не нужны были права. Поэтому BMW решили представить еще одну модель одноцилиндрового мотоцикла. BMW R2 был наиболее дорогой моделью в своем классе, однако покупатели все равно предпочитали эту модель. Было продано 15000 экземпляров, что сделало R2 самым продаваемым до сегодняшних дней.

BMW R2 Годы производства: 1931-1936Выпущено: 15207Объем двигателя: 198 см куб.Мощность: 6 лошадиных силМакс. скорость: 95 км/ч

BMW R51 Испытанные гонками и успешно продаваемые мотоциклы

С самого начала опыт, полученный компанией BMW на гоночных треках, очень помогал ей в дальнейшем произвдстве мотоциклов. Одним из примеров таких инноваций, испытанных в спорте и успешно в дальнейшем использованных в гражданских моделях, является амортизирующая гидравлическая вилка. BMW стала первой в мире компанией, кто использовал это как стандарт в своих R12 и R17 байках. В 1936 мотоцикл BMW R5 получил передаточный механизм от гоночного мотоцикла. А подсерия мотоциклов R51 получила заднюю подвеску плунжерного типа, так же успешно протестированную на гоночных треках.

Со своим гибким двигателем и инновационной подвеской R51 был одним из самых современных мотоциклов в свое время. А для энтузиастов мотопорта было выпущенно ограниченным тиражем две дополнительные серии. К тому же R51 хорошо зарекомендовал себя в езде по бездорожью, и получил репутацию прекрасного аппарата на все случаи жизни.

BMW R51Годы выпуска: 1938-1940Выпущено: 3775Объем двигателя: 494 см. кубМощность: 24 лошадиных силыМакс. скорость: 140 км/ч

BMW R75. Мотоцикл идет на войну. Поставки мотоциклов BMW военным.BMW начала поставлять мотоциклы армии еще в 1920м году. В 33м же, когда армия начала перевооружаться, военные заказали модели R4 и R 35, которые обладали хорошими внедорожными свойствами. Эти модели в основном использовались посыльными и так же для того, чтоб тренировать военных мотоциклистов. Для мотострелковых войск в основном использовались более тяжелые BMW R12. В отличие от этих гражданских моделей BMW R75 был изначально разработан для использования в военных целях. В 1944м BMW приостановила выпуск мотоциклов.

BMW задизайнила эту тяжелую коляску, чтоб удовлетворить специфические требования немецкой армии. Этим же объясняются многие технические особенности мотоцикла. Например, блокировка дифференциала в коляске, различные передаточные числа для "дорожного" и "внедорожного" режимов езды, задняя передача и болченая рама из двух секций для быстрого доступа к двигателю.

BMW R75.Годы выпуска: 1941-1944Выпущено: 18 000Объем двигателя: 745 см. кубМощность: 26 лошадиных силыМакс. скорость: 95 км/ч

BMW R68. Возвращение в топ. Новый старт после войны.Рестартовать производство мотоциклов было сложно, поскольку дизайнерская мастерская и производство было перевезено в Эйзенах в 1942м и было поэтому недоступно центральному офису BMW в Мюнхене. Более того силы американские оккупационные силы запретили производство мотоциклов. BMW анонсировала свой первый послевоенный одноцилиндровый мотоцикл в 1948м. В 1952м BMW представила R68 — эксклюзивный спортивный байк, который вернул компании ее место среди лидирующих международных производителей мотоциклов.

В 1951 BMW анонсировала R68 — первый немецкий мотоцикл, способный развивать скорость в 100 миль в час (160 км/ч). Раздвоенный выхлоп подчеркивал спортивность этого эксклюзовного мотоцикла, высокая цена которого не была помехой хорошим продажам.

BMW R68.Годы выпуска: 1952-1954Выпущено: 1452Объем двигателя: 594 см. кубМощность: 35 лошадиных силыМакс. скорость: 160 км/ч

BMW R 25/3 Восстановление и кризис. Нестабильные времена "экономического чуда".Для производства мотоциклов бум 1950х быстро закончился. Люди решили, что им нужны автомобили и значимость мотоциклов, как транспортных средств, начала страдать. Цифры продаж застыли после резко стали падать. Этот тренд коснулся и BMW: за период с 1954 по 1957 годовой объем продаж упал с 30 тыс штук до 5 тыс 500 экземпляров. Но, несмотря на это, в отличие от других компаний по производству мотоциклов, которые одна за другой исчезали с рынка, BMW смогла сохранить свое мотопроизводство.В послевоенные годы мото-бума BMW продала в двое больше одноцилиндровых мотоциклов, чем двухцилиндровых. Это были модели начального уровня, хотя на рынке Германии в те годы мотоцикл объемом 250 куб см считался большим мотоциклом. Проданный тиражем в 47 700 экземпляров BMW R 25/3 был наиболее успешным по продажам мотоциклом и остается до сегодняшних времен.

BMW R 25/3Годы выпуска: 1953-1956Выпущено: 47 700Объем двигателя: 247 см. кубМощность: 13 лошадиных силыМакс. скорость: 119 км/ч

BMW R 50/2. На службе у общества. В полиции и эскорте.

Еще в 20х годах BMW начала поставлять мотоциклы гос. службам. Кризис настиг рынок мотоциклов в 50-х и 60х и поставка мотоциклов гос. службам помогла BMW выжить и открыть двери для новых рынков. Сегодня гос. службы не менее чем 150 стран используют мотоциклы BMW. BMW — единственный производитель, который предоставляет версии таких мотоциклов, полностью оснащенные всем необходимым в конвейера.

R50 и его последователь R50/2 продавался более 15 лет. За это продолжительное время он получил репутацию "классического полицейского мотоцикла 50х-60х". Качество и надежность — причины того, что этому мотоциклу доверяют бесчисленное количество полицейских и водителей эскортов в более чем 100 странах

BMW R50/2Годы выпуска: 1960-1969Выпущено: 19 036Объем двигателя: 494 см. кубМощность: 26 лошадиных силыМакс. скорость: 140 км/ч

BMW R75/5. Свобода на двух колесах. Как изменился образ мотоцикла.В 1960м мотоцикл постепенно перестал рассматриваться лишь как транспортное средство и становился все больше спортивным средством передвижения, а так же символо свободы и приключений. Модели с большими двигателями продолжали конкурировать и тем самым возрождали рынок. BMW заняла благоприятную позицию со своими /5 моделями: в 1970м более 10 000 было продано. Впервые с 1956 года. И только 7 лет спустя производство достигло 31 515 экземпляров.

BMW R75/5 был топовым мотоциклом серии '/5' и был представлен в 1969м. Это была первая линия мотоциклов BMW полностью собранная на заводе в Берлине. Использование пластиковых частей и большого разнообразия цветов подчеркивало, что это "модный мотоцикл 70х".

BMW R75/5Годы выпуска: 1969-1973Выпущено: 38 370Объем двигателя: 745 см. кубМощность: 50 лошадиных силыМакс. скорость: 175 км/ч

BMW R100 RS. Бросая вызов ветру и погоде. Первый мотоцикл с обтекателем.В 1976м году BMW R100 RS удивил мотоциклетный мир своим установленным на раму обтекателем, впервые представленным на серийных мотоциклах. Это не только улучшило аэродинамику и поведение на дороге, но так же защищало водителя от непогоды. Комфорт и удобство в длительных поездках еще более возросли. С помощью R100 RS BMW продемонстрировала возможность удерживать лидирующие позиции на рынке при помощи инновационных продуктов.

BMW представила свой первый мотоцикл с объемом двигателя 1 литрв 1976м. Топовой моделью в новой линейке был BMW R100 RS с обтекателем, разработанным при помощи аэродинамической трубы.Он защищал водителя от дождя и ветра улучшая и без того примерное поведение мотоцикла на дороге.

BMW R100 RSГоды выпуска: 1976-1984Выпущено: 33 648Объем двигателя: 980 см. кубМощность: 70 лошадиных силыМакс. скорость: 200 км/ч

На этом пока все. Очень много материала и нужно много времени на него, поэтому решил выдавать его более мелкими порциями, чтоб чаще вас радовать.

www.drive2.com