BMW R75 Sahara: от песков до снегов. Бмв r75 сахара


Мотоцикл Bmw R-75 "Сахара" - ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА

Разочаровал, конечно!.. Красноярск!!! - это ж всемирно известный район мотоциклетного наступления гитлеровцев в WW-II!..

Цитирую многоуважаемого С. Семанова ("Россия без Русских"):"...у К. Илюмжинова, по его собственным словам, коллекция машин состоит из 70 штук.Крупным "коллекционером" того же рода является и Р. Аушев.Когда читаешь высказывания всех этих местечковых махараджс их столичными и загородными дворцами, перекормленными детишкамии "коллекциями" дорогущего автотранспорта, то неизбежно поражаешься..."

Чему именно "поражаешься" - я оставлю за кавычками (любопытный - да найдёт).

Дык а кто ж вы, драгоценный, тогда будете "по жизни":при таком-то счастии, да, как говорится, на свободе?.. (с)Неужто - Ближайший Друг Всех Русских Мотоциклистов И Реконструкторов -- и такой же Русский, как они, как мы, как я?.. А?..

Можете себе представить,и Русский и друг реконструкторов.Может и не такой как все,но только потому,что положил двадцать пять лет жизни на создание своей коллекции,часто во многом себе отказывая. И создал между прочим,из металлолома,собственными руками. Вот так.

Спасибо за отзыв. BMW R-35 тоже интересная и наиболее известная у нас машина.Если совершить не большой экскурс в историю,то думаю не посвящённым будет интересно узнать,что эту модель производили специально для СССР в числе другой техники,в счёт репарации с 1946 по 1952г. Производили этот мото не на заводе в Мюнхене,(родина BMW) а в Тюрингии,г.Ейзенах(Сов.окуп.зона)на оборудовании,из комплектующих деталей и тех.документации,вывезеных из Мюнхена. Это предприятие называлось "Советское акционерное общество "Автовело" Бывший з-д БМВ" (процитировал дословно) Именно такая надпись красуется на обложке руководства по эксплуатации мотоцикла.Надо отметить,что R-35 также был популярен в WH.Эту модель производили с 1935 г.Довоенный R-35,немного отличался от своего репарационного двойника. На фото, R35 1938 г.в.из моей коллекции.

передач, весьма удобно по сравнению с ручной особенно в городе. Другая форма глушителя.Надо сказать, при дивной ремонтоспособности мотоцикла, ездить с жесткой задницей только сидение было на пружинах. Было изрядным мучением. Один раз я проехал за день 300 с лишнем километров, позвоночник в штаны ссыпался , на Урале мне приходилось проезжать и по 650 километров за день, уставал меньше.

Такое ощущение,что Ваше сообщение прошло без начала. По смыслу и фото,понял что речь идет о EMW-R-35-3. У меня есть такой мото. Расскажу о нём и выложу фото позже.

livinghistory.ru

BMW R75 Sahara — Автоновости Перми

Сколько раз приходилось видеть в фильмах о войне немецких мотоциклистов: характерные каски — штальшуцхельм, серые мундиры или камуфляж, зачастую с закатанными рукавами, в коляске восседает пулеметчик.

Нередко роль фашистских мотоциклов в отечественном кинематографе играли «Уралы» — уж больно похожи. Не удивительно, ведь «Урал» а также «Днепр» ведут свою историю от тяжелого советского мотоцикла М-72, скопированного в свою очередь с немецкого BMW модели R71. Причем выпуск М-72 был налажен еще весной 1941 года, а с 41 по 60 годы М-72 выпускался сразу на нескольких заводах: ММЗ (Москва), ГМЗ (Горький), ИМЗ (Ирбит) и КМЗ (Киев).

К слову, послевоенные «Иж», «Минск» и «Восход» конструктивно отталкивались от мотоциклов другой немецкой марки — DKW. Получается, что весь наш послевоенный мотопром во многом обязан мотопрому немецкому. Тем интересней познакомиться с техникой — с одной стороны вражеской, с другой стороны... почти нашей. Герой этого теста — тяжелый мотоцикл BMW R75 Sahara 1943 года выпуска.

BMW R75 Sahara — одна из жемчужин коллекции комитета ретроавтомобилей и ретромотоциклов. Коллекция насчитывает порядка 25 единиц мототехники. Кроме представителей марки BMW есть в ней и немецкие Zundapp, DKW, NSU, и американский «Харлей» в «униформе» военной полиции, и конечно же, отечественный М-72.

При собственной массе 81,5 кг прицеп способен брать на борт 350 кг груза. В комплект входит дополнительное дышло, к которому можно присоединить еще один прицеп, а к нему — еще один и т. д. Энтузиасты комитета говорят, что есть фотография, на которой BMW R75 тащит восемь (!) таких прицепов.

В прицепе могли перевозить 81-мм миномет s. Gr. W.34. Или даже буксировать противотанковую пушку PaK-35/36 калибром 37 мм Во время «боя» на Шарташе русские солдаты поразили фашистский танк из противотанкового ружья, добытого в прицепе трофейной «Сахары».

Изначально большая часть мотоциклов BMW, стоящих на вооружении германской армии, представляла собой варианты глубокой модернизации довоенной модели R32 образца 1923 года. Эта техника показала себя не с лучшей стороны еще во время боевых действий в европейских странах: мотоциклы, спроектированные для движения прежде всего по дорогам, нередко выходили из строя и вообще нуждались в частом техническом обслуживании.

Учитывая, что интересы Гитлера распространялись на Африку и Россию, армии Вермахта был нужен более выносливый мотоцикл. BMW R75, разработанный конструктором Алексом фон Фалькенхаузеном, стал именно таким транспортным средством.

Пулемет проржавел и со спиленным бойком, но для вылазки с ним в город нужны соответствующие документы — все равно оружие.

BMW R75 широко использовался в боевых действиях, где прежде всего требовалась мобильность. Данный мотоцикл состоял на вооружении как разведывательных подразделений пехотных и танковых корпусов, так и отдельных мотоциклетно-стрелковых частей. Также R75 использовала полевая жандармерия, санитарные батальоны и полиция.

А в воздушно-десантных войсках BMW R75 и вовсе был единственным наземным транспортным средством — мотоциклы с коляской и его полугусеничную версию доставляли к месту высадки на внешней подвеске «Юнкерсов».

В дополнение к основному багажнику коляска оснащена подвесными емкостями для боеприпасов и ЗИП. Вооружался мотоцикл пулеметом MG-34 и MG-42 либо огнеметом.

R75 получился достаточно маневренным и скоростным, но главным его козырем была проходимость. По этому параметру он не знал себе равных среди мотоциклов и мог тягаться даже с полноприводными автомобилями.

Высокую проходимость обеспечивает понижающий редуктор, сблокированный с четырехступенчатой коробкой передач, в которой предусмотрен и задний ход. В мосту, соединяющем заднее колесо мотоцикла с колесом коляски, установлен дифференциал с механизмом блокировки.

Поскольку для лучшей управляемости и маневренности колесо коляски смещено вперед, мост данного колеса тоже смещен вперед посредством дополнительной зубчатой передачи.

Справа на бензобаке расположены рычаги КПП и понижающего ряда передач — водитель выбирал между Strasse и Gelande («улица» и «местность»).

Педаль блокировки межколесного дифференциала.

Проходимость проходимостью, но буксировочный крюк все же предусмотрен.

Вариант Sahara предназначался для танковой армии «Африка», которой командовал Роммель. Основная отличительная особенность «Сахары» — расположенный сверху на бензобаке и закрытый колпаком, напоминающим немецкую каску, воздушный фильтр.

Обычный R75 оснащался инерционно-масляным воздушным фильтром, расположенным на картере двигателя. Для «Сахары» его заменили на многослойный тканевый и разместили в наименее пыльной зоне. Благодаря такому решению упростилось и обслуживание фильтра.

Также Sahara, в отличие от «просто» R75, имеет еще большее количество всевозможных емкостей для боеприпасов и запчастей, кронштейнов и ремней для крепления канистр и маскировочных сетей. Окраска под цвет пустыни — желто-песочная.

Впоследствии часть «Сахар» была переброшена на восточный фронт. Всего в 1941-1945 годы было выпущено более 18 000 мотоциклов BMW R75. Интересен тот факт, что после войны в 1946 году на территории ГДР в городе Айзенах было выпущено еще 150 штук таких мотоциклов по заказу правительства СССР. По не официальным данным, для правительственных эскортов.

Компания BMW, изначально созданная как производитель авиамоторов, смогла успешно применить свой авиационный опыт и в постройке двигателей для мотоциклов, использовав оппозитную схему. Установленный поперек рамы двухцилиндровый оппозитник, привод заднего колеса карданным валом — эта схема до сих пор является визитной карточкой компании несмотря на то, что сегодня BMW использует и множество других технических решений. Четырехтактник «Сахары» объемом 745 кубических см выдает 26 л. с. Коромысла клапанов закрываются отдельной крышкой — для удобства обслуживания. Магнето оснащено механизмом автоматической регулировки угла опережения зажигания.

У каждого цилиндра собственный карбюратор.

Ротор генератора жестко закреплен на коленчатом валу.

Прокатимся? Но не все так просто, оказывается.

— Ручка газа автоматически не возвращается назад, если ее отпустить, — как на современных мотоциклах, — предупреждает хозяин мотоцикла и заводит «Сахару» кик-стартером.

— Некоторое время нужно ехать с не до конца отпущенным сцеплением.

Левой рукой выжимаю сцепление, рычажок КПП, что справа на бензобаке, в положение 1. В этот момент мотоцикл ощутимо дергается вперед. Поиграв немного ручкой газа, чтобы понять, в каком ее положении какие обороты выдает двигатель, начинаю отпускать сцепление. Едем.

Рычажок тормоза расположен достаточно далеко, приходится тянуться.

Передние тормоза еще механические, а заднее колесо и колесо коляски уже с гидравлическим тормозом.

На ухабах руль мотоцикла дергается, а вместе с ним дергается и рука на рукоятке газа. От этого и само движение мотоцикла тоже становится дерганным. Но несколько кругов по полю — и можно приноровиться.

В первые же дни Великой Отечественной войны немецкое командование отмечало, что моральных дух личного состава подавлен — огромными территориями Страны Советов, удаленностью населенных пунктов и практически полным отсутствием дорог. А если дороги и встречались, то это были «автобаны» на песчаной подушке, с покрытием из щебня, пересыпанного песком. Немцы называли такую дорогу «сталин-асфальт».

После прохода по такому «асфальту» тяжелой техники дорога превращалась в подобие стиральной доски. В жаркие дни над дорогами висело сплошное облако пыли, значительно снижавшей видимость, а в дождь такой «сталин-асфальт» становился просто непроходимым.

— На Москву!

Испытать BMW R75 Sahara в таких условиях у нас не было возможности. Но можно отметить, что по грунтовке тяжелый мотоцикл везет своих седоков достаточно комфортно. Не боится Sahara и выездов на поросшее высокой травой поле, хорошо справляется с глубокими ямами — нужно лишь вовремя суметь сбросить или добавить газ.

Спереди телескопическая гидравлическая вилка.

А оба сиденья подрессорены. 

Двигатель очень тяговит, я, честно говоря, и забыл, что сзади прицеп. Однако несколько раз мотор все же заглушил. Но это из-за неумелой работы сцеплением и газом. Зато немного освоил запуск мотоцикла «с ноги».

И все же, как ни прогрессивен этот BMW для своего времени, управлять тяжелым мотоциклом даже просто в полевых условиях довольно тяжело — руки потом болят. Переживать по этому поводу за солдат Вермахта как-то не хочется — их сюда никто не звал. Но стоит помнить, что наши бойцы использовали очень схожий по конструкции и уж никак не менее суровый мотоцикл М-72.

И в любом случае, независимо от эмблемы на мотоцикле, это — наша история.

Текст: Константин Георге

Фото: Николай Ковалевский

properm.ru

от песков до снегов — Автоновости Тамбова

Сколько раз приходилось видеть в фильмах о войне немецких мотоциклистов: характерные каски — штальшуцхельм, серые мундиры или камуфляж, зачастую с закатанными рукавами, в коляске восседает пулеметчик.

Нередко роль фашистских мотоциклов в отечественном кинематографе играли «Уралы» — уж больно похожи. Не удивительно, ведь «Урал» а также «Днепр» ведут свою историю от тяжелого советского мотоцикла М-72, скопированного в свою очередь с немецкого BMW модели R71. Причем выпуск М-72 был налажен еще весной 1941 года, а с 41 по 60 годы М-72 выпускался сразу на нескольких заводах: ММЗ (Москва), ГМЗ (Горький), ИМЗ (Ирбит) и КМЗ (Киев).

К слову, послевоенные «Иж», «Минск» и «Восход» конструктивно отталкивались от мотоциклов другой немецкой марки — DKW. Получается, что весь наш послевоенный мотопром во многом обязан мотопрому немецкому. Тем интересней познакомиться с техникой — с одной стороны вражеской, с другой стороны... почти нашей. Герой этого теста — тяжелый мотоцикл BMW R75 Sahara 1943 года выпуска.

BMW R75 Sahara — одна из жемчужин коллекции комитета ретроавтомобилей и ретромотоциклов (комитет входит в Федерацию автомобильного спорта Свердловской области). Коллекция насчитывает порядка 25 единиц мототехники. Кроме представителей марки BMW есть в ней и немецкие Zundapp, DKW, NSU, и американский «Харлей» в «униформе» военной полиции, и конечно же, отечественный М-72.

Екатеринбуржцы могут видеть эти раритеты на ежегодной выставке ретроавтомобилей и ретромотоциклов, посвященной Дню Победы. В этом году герой нашего теста еще успел поучаствовать и в реконструкции боя, проводимого 8 мая близ озера Шарташ.

Бессменный водитель этого чуда техники — Роман Зверев. В свое время Рома сумел восстановить «Сахару» из куска металлолома, а сегодня только он умеет обращаться с коробкой передач этого BMW. Тем не менее, у нас договоренность, что мне тоже дадут порулить.

При собственной массе 81,5 кг прицеп способен брать на борт 350 кг груза. В комплект входит дополнительное дышло, к которому можно присоединить еще один прицеп, а к нему — еще один и т. д. Энтузиасты комитета говорят, что есть фотография, на которой BMW R75 тащит восемь (!) таких прицепов.

В прицепе могли перевозить противотанковое ружье PaK-35/36 калибром 37 мм или 81-мм миномет s. Gr. W.34. Во время «боя» на Шарташе русские солдаты поразили фашистский танк из противотанкового ружья, добытого в прицепе трофейной «Сахары».

Едем в тот же район, где проводилась реконструкция боя. Роман за рулем, я сижу в коляске и пытаюсь вспомнить свои ощущения от подобных поездок на «Урале». Если память мне не изменяет и ощущения верны — BMW помягче будет. Хотя у «Урала» колесо коляски на пружине, а у BMW на торсионе.

Коляска дополнительно подрессорена.

Изначально большая часть мотоциклов BMW, стоящих на вооружении германской армии, представляла собой варианты глубокой модернизации довоенной модели R32 образца 1923 года. Эта техника показала себя не с лучшей стороны еще во время боевых действий в европейских странах: мотоциклы, спроектированные для движения прежде всего по дорогам, нередко выходили из строя и вообще нуждались в частом техническом обслуживании.

Учитывая, что интересы Гитлера распространялись на Африку и Россию, армии Вермахта был нужен более выносливый мотоцикл. BMW R75, разработанный конструктором Алексом фон Фалькенхаузеном, стал именно таким транспортным средством.

Пулемет проржавел и со спиленным бойком, но для вылазки с ним в город нужны соответствующие документы — все равно оружие.

BMW R75 широко использовался в боевых действиях, где прежде всего требовалась мобильность. Данный мотоцикл состоял на вооружении как разведывательных подразделений пехотных и танковых корпусов, так и отдельных мотоциклетно-стрелковых частей. Также R75 использовала полевая жандармерия, санитарные батальоны и полиция.

А в воздушно-десантных войсках BMW R75 и вовсе был единственным наземным транспортным средством — мотоциклы с коляской и его полугусеничную версию доставляли к месту высадки на внешней подвеске «Юнкерсов».

В дополнение к основному багажнику коляска оснащена подвесными емкостями для боеприпасов и ЗИП. Вооружался мотоцикл пулеметом MG-34 и MG-42 либо огнеметом.

R75 получился достаточно маневренным и скоростным, но главным его козырем была проходимость. По этому параметру он не знал себе равных среди мотоциклов и мог тягаться даже с полноприводными автомобилями.

Высокую проходимость обеспечивает понижающий редуктор, сблокированный с четырехступенчатой коробкой передач, в которой предусмотрен и задний ход. В мосту, соединяющем заднее колесо мотоцикла с колесом коляски, установлен дифференциал с механизмом блокировки.

Поскольку для лучшей управляемости и маневренности колесо коляски смещено вперед, мост данного колеса тоже смещен вперед посредством дополнительной зубчатой передачи.

Справа на бензобаке расположены рычаги КПП и понижающего ряда передач — водитель выбирал между Strasse и Gelande («улица» и «местность»).

Педаль блокировки межколесного дифференциала.

Проходимость проходимостью, но буксировочный крюк все же предусмотрен.

Вариант Sahara предназначался для танковой армии «Африка», которой командовал Роммель. Основная отличительная особенность «Сахары» — расположенный сверху на бензобаке и закрытый колпаком, напоминающим немецкую каску, воздушный фильтр.

Обычный R75 оснащался инерционно-масляным воздушным фильтром, расположенным на картере двигателя. Для «Сахары» его заменили на многослойный тканевый и разместили в наименее пыльной зоне. Благодаря такому решению упростилось и обслуживание фильтра.

Также Sahara, в отличие от «просто» R75, имеет еще большее количество всевозможных емкостей для боеприпасов и запчастей, кронштейнов и ремней для крепления канистр и маскировочных сетей. Окраска под цвет пустыни — желто-песочная.

Впоследствии часть «Сахар» была переброшена на восточный фронт. Всего в 1941-1945 годы было выпущено более 18 000 мотоциклов BMW R75. Интересен тот факт, что после войны в 1946 году на территории ГДР в городе Айзенах было выпущено еще 150 штук таких мотоциклов по заказу правительства СССР. По не официальным данным, для правительственных эскортов.

Компания BMW, изначально созданная как производитель авиамоторов, смогла успешно применить свой авиационный опыт и в постройке двигателей для мотоциклов, использовав оппозитную схему. Установленный поперек рамы двухцилиндровый оппозитник, привод заднего колеса карданным валом — эта схема до сих пор является визитной карточкой компании несмотря на то, что сегодня BMW использует и множество других технических решений. Четырехтактник «Сахары» объемом 745 кубических см выдает 26 л. с. Коромысла клапанов закрываются отдельной крышкой — для удобства обслуживания. Магнето оснащено механизмом автоматической регулировки угла опережения зажигания.

У каждого цилиндра собственный карбюратор.

Ротор генератора жестко закреплен на коленчатом валу.

Прокатимся? После жесткого эндуро KTM 530 EXC что мне BMW с коляской! Выше первой все равно не буду подниматься.

Но не все так просто.

— Ручка газа автоматически не возвращается назад, если ее отпустить, — как на современных мотоциклах, — предупреждает Роман и заводит для меня «Сахару» кик-стартером.

— Некоторое время нужно ехать с не до конца отпущенным сцеплением.

Левой рукой выжимаю сцепление, рычажок КПП, что справа на бензобаке, в положение 1. В этот момент мотоцикл ощутимо дергается вперед. Поиграв немного ручкой газа, чтобы понять, в каком ее положении какие обороты выдает двигатель, начинаю отпускать сцепление. Едем.

Рычажок тормоза расположен достаточно далеко, приходится тянуться.

Передние тормоза еще механические, а заднее колесо и колесо коляски уже с гидравлическим тормозом.

На ухабах руль мотоцикла дергается, а вместе с ним дергается и рука на рукоятке газа. От этого и само движение мотоцикла тоже становится дерганным. Но несколько кругов по полю — и можно приноровиться.

В первые же дни Великой Отечественной войны немецкое командование отмечало, что моральных дух личного состава подавлен — огромными территориями Страны Советов, удаленностью населенных пунктов и практически полным отсутствием дорог. А если дороги и встречались, то это были «автобаны» на песчаной подушке, с покрытием из щебня, пересыпанного песком. Немцы называли такую дорогу «сталин-асфальт».

После прохода по такому «асфальту» тяжелой техники дорога превращалась в подобие стиральной доски. В жаркие дни над дорогами висело сплошное облако пыли, значительно снижавшей видимость, а в дождь такой «сталин-асфальт» становился просто непроходимым.

— На Москву!

Испытать BMW R75 Sahara в таких условиях у нас не было возможности. Но можно отметить, что по грунтовке тяжелый мотоцикл везет своих седоков достаточно комфортно. Не боится Sahara и выездов на поросшее высокой травой поле, хорошо справляется с глубокими ямами — нужно лишь вовремя суметь сбросить или добавить газ.

Спереди телескопическая гидравлическая вилка.

Оба сиденья подрессорены.

Двигатель очень тяговит, я, честно говоря, и забыл, что сзади прицеп. Однако несколько раз мотор все же заглушил. Но это из-за неумелой работы сцеплением и газом. Зато немного освоил запуск мотоцикла «с ноги».

И все же, как ни прогрессивен этот BMW для своего времени, управлять тяжелым мотоциклом даже просто в полевых условиях довольно тяжело — руки потом болят. Переживать по этому поводу за солдат Вермахта как-то не хочется — их сюда никто не звал. Но стоит помнить, что наши бойцы использовали очень схожий по конструкции и уж никак не менее суровый мотоцикл М-72.

И в любом случае, независимо от эмблемы на мотоцикле, это — наша история.

BMW R75
Двигатель бензиновый,карбюраторный
Число и расположениецилиндров 2, оппозитно
Рабочий объем, см³ 745
Макс. мощность,л.с./об./мин. 26/4400
Привод на заднее колесомотоцикла и на колесо коляски
Коробка передач 4-ступенчатая механическая,с демультипликатором
Передняя подвеска телескопическаягидравлическая вилка
Задняя подвеска жесткая (без пружини амортизаторов)
Передние тормоза механические барабанные
Задние тормоза гидравлические барабанные
Максимальнаяскорость, км/ч 95
Минимальнаяустойчивая скорость,км/ч 3
Размеры, мм
длина 2400
ширина 1730
высота 1000
Снаряженнаямасса, кг 420
Шины 4.50/16
Расход топлива,л/100 км
При скорости100 км/ч 9
При скорости61 км/ч 6.7
Емкость топливногобака, л

24

Автор: Георге Константин

vtambove.ru

Немецкий мотоцикл БМВ BMW R-75 "Sahara" ("Сахара"), на 3-м международном слете "Моторы войны" вблизи города Черноголовки, Московская область (2013 год)

Купить!

Изображение помещёно в вашу корзину покупателя. Вы можете перейти в корзину для оплаты или продолжить выбор покупок. Перейти в корзину…

удалить из корзины

Размеры в сантиметрах указаны для справки, и соответствуют печати с разрешением 300 dpi. Купленные файлы предоставляются в формате JPEG.

¹ Стандартная лицензия разрешает однократную публикацию изображения ограниченным тиражом в качестве иллюстрации к информационному материалу или обложки печатного издания;

² Расширенная лицензия разрешает прочие виды использования, в том числе в рекламе, упаковке, дизайне сайтов и так далее;

Подробнее о различиях в лицензиях

³ Для приобретения лицензии Печать в частных целях, пожалуйста, свяжитесь с нами по телефону или e-mail: roed?rolirr! u, asel?solirr! u.

* Пакеты изображений дают значительную экономию при покупке большого числа работ (подробнее)

Размер оригинала: 4256×2832 пикс. (12.1 Мп)

Указанная в таблице цена складывается из стоимости лицензии на использование изображения (75% полной стоимости) и стоимости услуг фотобанка (25% полной стоимости). Это разделение проявляется только в выставляемых счетах и в конечных документах (договорах, актах, реестрах), в остальном интерфейсе фотобанка всегда присутствуют полные суммы к оплате.

Внимание! Использование произведений из фотобанка возможно только после их покупки. Любое иное использование (в том числе в некоммерческих целях и со ссылкой на фотобанк) запрещено и преследуется по закону.

lori.ru

от песков до снегов — Автоновости Екатеринбурга

Сколько раз приходилось видеть в фильмах о войне немецких мотоциклистов: характерные каски — штальшуцхельм, серые мундиры или камуфляж, зачастую с закатанными рукавами, в коляске восседает пулеметчик.

Нередко роль фашистских мотоциклов в отечественном кинематографе играли «Уралы» — уж больно похожи. Не удивительно, ведь «Урал» а также «Днепр» ведут свою историю от тяжелого советского мотоцикла М-72, скопированного в свою очередь с немецкого BMW модели R71. Причем выпуск М-72 был налажен еще весной 1941 года, а с 41 по 60 годы М-72 выпускался сразу на нескольких заводах: ММЗ (Москва), ГМЗ (Горький), ИМЗ (Ирбит) и КМЗ (Киев).

К слову, послевоенные «Иж», «Минск» и «Восход» конструктивно отталкивались от мотоциклов другой немецкой марки — DKW. Получается, что весь наш послевоенный мотопром во многом обязан мотопрому немецкому. Тем интересней познакомиться с техникой — с одной стороны вражеской, с другой стороны... почти нашей. Герой этого теста — тяжелый мотоцикл BMW R75 Sahara 1943 года выпуска.

BMW R75 Sahara — одна из жемчужин коллекции комитета ретроавтомобилей и ретромотоциклов (комитет входит в Федерацию автомобильного спорта Свердловской области). Коллекция насчитывает порядка 25 единиц мототехники. Кроме представителей марки BMW есть в ней и немецкие Zundapp, DKW, NSU, и американский «Харлей» в «униформе» военной полиции, и конечно же, отечественный М-72.

Екатеринбуржцы могут видеть эти раритеты на ежегодной выставке ретроавтомобилей и ретромотоциклов, посвященной Дню Победы. В этом году герой нашего теста еще успел поучаствовать и в реконструкции боя, проводимого 8 мая близ озера Шарташ.

Бессменный водитель этого чуда техники — Роман Зверев. В свое время Рома сумел восстановить «Сахару» из куска металлолома, а сегодня только он умеет обращаться с коробкой передач этого BMW. Тем не менее, у нас договоренность, что мне тоже дадут порулить.

При собственной массе 81,5 кг прицеп способен брать на борт 350 кг груза. В комплект входит дополнительное дышло, к которому можно присоединить еще один прицеп, а к нему — еще один и т. д. Энтузиасты комитета говорят, что есть фотография, на которой BMW R75 тащит восемь (!) таких прицепов.

В прицепе могли перевозить противотанковое ружье PaK-35/36 калибром 37 мм или 81-мм миномет s. Gr. W.34. Во время «боя» на Шарташе русские солдаты поразили фашистский танк из противотанкового ружья, добытого в прицепе трофейной «Сахары».

Едем в тот же район, где проводилась реконструкция боя. Роман за рулем, я сижу в коляске и пытаюсь вспомнить свои ощущения от подобных поездок на «Урале». Если память мне не изменяет и ощущения верны — BMW помягче будет. Хотя у «Урала» колесо коляски на пружине, а у BMW на торсионе.

Коляска дополнительно подрессорена.

Изначально большая часть мотоциклов BMW, стоящих на вооружении германской армии, представляла собой варианты глубокой модернизации довоенной модели R32 образца 1923 года. Эта техника показала себя не с лучшей стороны еще во время боевых действий в европейских странах: мотоциклы, спроектированные для движения прежде всего по дорогам, нередко выходили из строя и вообще нуждались в частом техническом обслуживании.

Учитывая, что интересы Гитлера распространялись на Африку и Россию, армии Вермахта был нужен более выносливый мотоцикл. BMW R75, разработанный конструктором Алексом фон Фалькенхаузеном, стал именно таким транспортным средством.

Пулемет проржавел и со спиленным бойком, но для вылазки с ним в город нужны соответствующие документы — все равно оружие.

BMW R75 широко использовался в боевых действиях, где прежде всего требовалась мобильность. Данный мотоцикл состоял на вооружении как разведывательных подразделений пехотных и танковых корпусов, так и отдельных мотоциклетно-стрелковых частей. Также R75 использовала полевая жандармерия, санитарные батальоны и полиция.

А в воздушно-десантных войсках BMW R75 и вовсе был единственным наземным транспортным средством — мотоциклы с коляской и его полугусеничную версию доставляли к месту высадки на внешней подвеске «Юнкерсов».

В дополнение к основному багажнику коляска оснащена подвесными емкостями для боеприпасов и ЗИП. Вооружался мотоцикл пулеметом MG-34 и MG-42 либо огнеметом.

R75 получился достаточно маневренным и скоростным, но главным его козырем была проходимость. По этому параметру он не знал себе равных среди мотоциклов и мог тягаться даже с полноприводными автомобилями.

Высокую проходимость обеспечивает понижающий редуктор, сблокированный с четырехступенчатой коробкой передач, в которой предусмотрен и задний ход. В мосту, соединяющем заднее колесо мотоцикла с колесом коляски, установлен дифференциал с механизмом блокировки.

Поскольку для лучшей управляемости и маневренности колесо коляски смещено вперед, мост данного колеса тоже смещен вперед посредством дополнительной зубчатой передачи.

Справа на бензобаке расположены рычаги КПП и понижающего ряда передач — водитель выбирал между Strasse и Gelande («улица» и «местность»).

Педаль блокировки межколесного дифференциала.

Проходимость проходимостью, но буксировочный крюк все же предусмотрен.

Вариант Sahara предназначался для танковой армии «Африка», которой командовал Роммель. Основная отличительная особенность «Сахары» — расположенный сверху на бензобаке и закрытый колпаком, напоминающим немецкую каску, воздушный фильтр.

Обычный R75 оснащался инерционно-масляным воздушным фильтром, расположенным на картере двигателя. Для «Сахары» его заменили на многослойный тканевый и разместили в наименее пыльной зоне. Благодаря такому решению упростилось и обслуживание фильтра.

Также Sahara, в отличие от «просто» R75, имеет еще большее количество всевозможных емкостей для боеприпасов и запчастей, кронштейнов и ремней для крепления канистр и маскировочных сетей. Окраска под цвет пустыни — желто-песочная.

Впоследствии часть «Сахар» была переброшена на восточный фронт. Всего в 1941-1945 годы было выпущено более 18 000 мотоциклов BMW R75. Интересен тот факт, что после войны в 1946 году на территории ГДР в городе Айзенах было выпущено еще 150 штук таких мотоциклов по заказу правительства СССР. По не официальным данным, для правительственных эскортов.

Компания BMW, изначально созданная как производитель авиамоторов, смогла успешно применить свой авиационный опыт и в постройке двигателей для мотоциклов, использовав оппозитную схему. Установленный поперек рамы двухцилиндровый оппозитник, привод заднего колеса карданным валом — эта схема до сих пор является визитной карточкой компании несмотря на то, что сегодня BMW использует и множество других технических решений. Четырехтактник «Сахары» объемом 745 кубических см выдает 26 л. с. Коромысла клапанов закрываются отдельной крышкой — для удобства обслуживания. Магнето оснащено механизмом автоматической регулировки угла опережения зажигания.

У каждого цилиндра собственный карбюратор.

Ротор генератора жестко закреплен на коленчатом валу.

Прокатимся? После жесткого эндуро KTM 530 EXC что мне BMW с коляской! Выше первой все равно не буду подниматься.

Но не все так просто.

— Ручка газа автоматически не возвращается назад, если ее отпустить, — как на современных мотоциклах, — предупреждает Роман и заводит для меня «Сахару» кик-стартером.

— Некоторое время нужно ехать с не до конца отпущенным сцеплением.

Левой рукой выжимаю сцепление, рычажок КПП, что справа на бензобаке, в положение 1. В этот момент мотоцикл ощутимо дергается вперед. Поиграв немного ручкой газа, чтобы понять, в каком ее положении какие обороты выдает двигатель, начинаю отпускать сцепление. Едем.

Рычажок тормоза расположен достаточно далеко, приходится тянуться.

Передние тормоза еще механические, а заднее колесо и колесо коляски уже с гидравлическим тормозом.

На ухабах руль мотоцикла дергается, а вместе с ним дергается и рука на рукоятке газа. От этого и само движение мотоцикла тоже становится дерганным. Но несколько кругов по полю — и можно приноровиться.

В первые же дни Великой Отечественной войны немецкое командование отмечало, что моральных дух личного состава подавлен — огромными территориями Страны Советов, удаленностью населенных пунктов и практически полным отсутствием дорог. А если дороги и встречались, то это были «автобаны» на песчаной подушке, с покрытием из щебня, пересыпанного песком. Немцы называли такую дорогу «сталин-асфальт».

После прохода по такому «асфальту» тяжелой техники дорога превращалась в подобие стиральной доски. В жаркие дни над дорогами висело сплошное облако пыли, значительно снижавшей видимость, а в дождь такой «сталин-асфальт» становился просто непроходимым.

— На Москву!

Испытать BMW R75 Sahara в таких условиях у нас не было возможности. Но можно отметить, что по грунтовке тяжелый мотоцикл везет своих седоков достаточно комфортно. Не боится Sahara и выездов на поросшее высокой травой поле, хорошо справляется с глубокими ямами — нужно лишь вовремя суметь сбросить или добавить газ.

Спереди телескопическая гидравлическая вилка.

Оба сиденья подрессорены.

Двигатель очень тяговит, я, честно говоря, и забыл, что сзади прицеп. Однако несколько раз мотор все же заглушил. Но это из-за неумелой работы сцеплением и газом. Зато немного освоил запуск мотоцикла «с ноги».

И все же, как ни прогрессивен этот BMW для своего времени, управлять тяжелым мотоциклом даже просто в полевых условиях довольно тяжело — руки потом болят. Переживать по этому поводу за солдат Вермахта как-то не хочется — их сюда никто не звал. Но стоит помнить, что наши бойцы использовали очень схожий по конструкции и уж никак не менее суровый мотоцикл М-72.

И в любом случае, независимо от эмблемы на мотоцикле, это — наша история.

BMW R75
Двигатель бензиновый,карбюраторный
Число и расположениецилиндров 2, оппозитно
Рабочий объем, см³ 745
Макс. мощность,л.с./об./мин. 26/4400
Привод на заднее колесомотоцикла и на колесо коляски
Коробка передач 4-ступенчатая механическая,с демультипликатором
Передняя подвеска телескопическаягидравлическая вилка
Задняя подвеска жесткая (без пружини амортизаторов)
Передние тормоза механические барабанные
Задние тормоза гидравлические барабанные
Максимальнаяскорость, км/ч 95
Минимальнаяустойчивая скорость,км/ч 3
Размеры, мм
длина 2400
ширина 1730
высота 1000
Снаряженнаямасса, кг 420
Шины 4.50/16
Расход топлива,л/100 км
При скорости100 км/ч 9
При скорости61 км/ч 6.7
Емкость топливногобака, л

24

За помощь в проведении теста благодарим энтузиастов Комитета ретроавтомобилей и ретромотоциклов Якова Кузнецова и Романа Зверева.

Автор: Георге Константин

66.RU

66.ru